Рыбе легче. Барнаулец изобрел устройство для насыщения воды кислородом

Установка, придуманная и разработанная Александром Пашининым, по его убеждению, поможет разводить в наших водоёмах ценные породы рыб. © / Александр Пашинин / личный архив

На счету жителя Барнаула Александра Пашинина несколько десятков изобретений и рационализаторских предложений. Причем внедренных. Недавно, к примеру, он изобрёл уникальное устройство для насыщения воды кислородом – на знаменитых мамонтовских озёрах благодаря этому будет много рыбы. Корреспондент «АиФ-Алтай» поговорила с Александром Пашининым об изобретениях и не только…

   
   

Размножайся, рыба

Арина Колокольцева,  АиФ-Алтай»: Александр Егорович, расскажите, пожалуйста, про своё новое изобретение.

Фото: личный архив/ Александр Пашинин

Александр Пашинин: Эта установка позволяет разводить в наших водоёмах ценную рыбу. На известных мамонтовских водоёмах (Большое островное и Малое островное) в последние годы обитали только караси и гольяны. Я изучил с помощью бывшего знатного егеря Владимира Ивановича Пархатского историю этих озёр. Выяснилось, что во времена СССР там стоял рыбзавод, водились ценные виды: карп, щука, сазан и т.д. В ту пору там на дизельном топливе работали шесть компрессоров, насыщали воду кислородом. Мы нашли более рациональное решение. Зимой на озёрах появилась семиметровая мачта с оригинальным насосом и ветряным двигателем. Насос, работающий на энергии ветра, поднимает на поверхность тёплую донную воду, та потихоньку растапливает лёд, размывая лунки. Образуется что-то типа ледового водоёма, который обеспечивает дополнительный фотосинтез подводных растений, которые выделяют кислород. И рыбе легче дышать.

– И рыб прибавилось уже?

– В прошлом году благодаря аэрации на озерах выжили запущенные мальки щуки. Но тогда ещё работали на бензине японские насосы. А прошедшей зимой установили новую эффективную рациональную конструкцию. Нынче в конце июня будем ставить установку на воде уже с новым изобретением, и после того как устойчиво обеспечим озёра кислородом, будем запускать в водоёмы мальков других ценных рыб, сазана и карпа. – Вы взяли недавно в аренду те самые Мамонтовские озёра. Не боитесь провала? – Говоря откровенно, если бы я не поставил цель перед собой идти по рациональному пути с учётом новых технологий, не решился бы на это. Рыбалки со спиннингом мне на пенсии и так хватает.

Удачно искупался

– Говорят, у вас есть даже изобретение для борьбы с сосульками…

– Да, есть такое, прибор ставится на крышу, им можно управлять с помощью пульта. Но его ещё не успел внедрить.

   
   

– Вы вообще подсчитывали свои рационализаторские предложения?

– Их где-то 60–70, разного плана. Однажды – я тогда работал на Коксохиме, купаясь в Чумыше, почувствовал камень, пошёл к противоположному берегу, а камень всё не заканчивался! На следующий день поехал в деревню на том берегу пообщаться со старожилами. Спрашиваю: «Не было ли здесь карьера каменного?» «До войны был», – говорят. В итоге это моё купание обернулось освоением месторождения бутового камня, который использовали для укрепления берегов Чумыша. «Вертушками» его добывали с двух карьеров.

– Удачно искупались…

– Вот, кстати… В детстве я тонул, выплыл сам. В тот момент понял мамины слова: «Мы – божьи козявки». Отец у меня коммунист был, а мама – верующая. И эти же мамины слова вспомнились, когда попал в серьёзную аварию. Возвращался тогда из командировки, машина вылетела в кювет, я получил травмы, потерял сознание. Неизвестно, чем бы это закончилось, но, на моё счастье, мимо ехал Валерий Иванович Литвинов, в ту пору первый секретарь Косихинского райкома партии. Он меня сразу в свою «Волгу», довёз до Троицка. Оттуда хотели было транспортировать в Барнаул, но опытный травматолог предостерёг: «Нельзя, это опасно для жизни». Позже в реабилитационном центре оказался другой замечательный врач... Так всё удачно сложилось в «правильную» цепочку с помощью хороших людей и, конечно, божьей помощью.

Что не работает, то атрофируется

– Один знакомый изобретатель говорил, что он даже желание Деду Морозу загадывал: если не спится, пусть придумывается что-нибудь в голове. У вас как озарения происходят?

– Никола Тесла про свои изобретения говорил: «Это мне приходит сверху». Опять же о Божьем провидении, я в это верю. Да, часто ночью приходит в голову техническая «изюминка». Встаю, надо зарисовать. Вообще нужно больше читать и думать.

– Как вы полагаете, что нужно, чтобы вырастить человека с таким складом ума?

– По-моему мнению, нужно вернуться к программе обучения, которая была в СССР. Ведь сегодня многие подростки таблицу умножения не знают! Калькулятор-то на телефоне под рукой… То, что не работает, атрофируется. Помню, в пятом-шестом классах я чертежами занимался, мы сами делали планеры. Обязательно нужно трудовое воспитание. Мы все тогда летом трудились в школах на приусадебных участках, в институте – в стройотрядах. Я уже тогда имел понимание геодезии, монтажа оборудования. Поэтому когда приехал на Коксохим по комсомольской путёвке, то уже через два года был начальником управления механизации. Помню, замминистра строительства СССР Валентин Иванович Бурдин тогда перед пуском завода практически жил в Заринске. По одежке не отличался: фуфайка, сапоги. Это был человек-глыба, с мощным аналитическим, экономическим мышлением. Таких бы людей в управлении побольше.

– Скажите Александр Егорович, есть ли у вас рецепт сохранения ума, памяти, креативного мышления в любом возрасте?

– Первое, нужно много читать. Неплохо, если была бы увлечённость – стихи учить. У меня мама, сохранившая отличное мышление до последних дней, была кладезем частушек и стихотворений, много молитв знала наизусть.

– Ну и напоследок, ваше пожелание молодым людям, ищущим себя в этой жизни.

– Творчески относиться ко всякому делу и думать, как получить результат, даже в трудных условиях.

Досье
Досье Александр Пашинин родился в с. Ануйское Смоленского района 26 апреля 1950 года. После окончания Политехнического института распределился на Барнаульский экспериментальный ремонтно-механический завод. По комсомольской путёвке оказался на Коксохиме, работал начальником управления механизации. После перестройки был руководителем разных предприятий.