Пути жизни. Предварительные итоги и перспективы развития федеральных трасс

Дорожная сеть Алтайского края развивается, а качество транспортных артерий неуклонно растет © / Упрдор "Алтай"

План работ этого года для ФКУ Упрдор «Алтай» был масштабным и включал работы по двум основным направлениям: модернизация трассы Р-256 «Чуйский тракт» и приведение в порядок дорог, перешедших в федеральную собственность в прошлом году. В Алтайском крае это А-321 Барнаул – Павловск – граница с Республикой Казахстан, в Республике Алтай – подъезд к озеру Телецкому, вошедший в состав Чуйского тракта.

   
   

С опережением срока

Один из самых масштабных проектов этого завершается с опережением сроков на год. На 10-километровом участке на границе Тальменского и Первомайского районов (173 – 183 км), где в сутки проезжает до 20 тысяч автомобилей, открыли современную четырехполосную трассу.

«По контракту ввод должен состояться в конце 2022 года. Но благодаря высоким темпам работы генерального подрядчика – Барнаульского ДСУ-4 - и стабильному финансированию из федерального бюджета часть объекта завершим досрочно – до конца октября, – пояснял губернатору Алтайского края Виктору Томенко начальник ФКУ Упрдор «Алтай» Анатолий Волков в ходе рабочей поездки».

Анатолий Волков Фото: Упрдор "Алтай"

Работы закончили в районе села Озёрки на участке протяженности 6,7 км. Дорогу здесь расширили, увеличив количество полос до четырех, встречные потоки разделили металлическим барьерным ограждением. Технологический выезд напротив Озёрок закрыли, теперь движение осуществляется по постоянной схеме в соответствии с проектными решениями. Для местных жителей на маршруте из Барнаула в село и из него (в сторону Новосибирска) предусмотрены левоповоротные съезды. Это обеспечит безопасный доступ в населенный пункт. На участке установили новое электроосвещение, заменили автобусные остановки и построили подземный пешеходный переход.

До ноября здесь завершат обустройство, после чего часть объекта реконструкции введут в эксплуатацию. На оставшемся участке идет строительство двухуровневой транспортной развязки. Здесь также увеличат число полос до четырех, установят барьерное ограждение и освещение. Полностью завершить работы на всем объекте подрядная организация ООО «Барнаульское ДСУ № 4» планирует летом 2022-го.

Расширение Чуйского тракта планомерно проводят и на других участках. В Троицком районе заканчивается устройство третьей полосы на подъемах (268 – 271 км). Четыре полосы строят от Новоалтайска в сторону Бийска: от развязки и до поворота на Жилино (212 – 223 км) и перед Бийском (341 – 344 км). По направлению из Барнаула к Новосибирской области в этом году начали расширять участок в районе населенного пункта Красный боец (143 – 150 км). Завершат работы осенью 2022 года.

Новая жизнь Старого моста

Кроме того, до конца октября планируется открыть движение по отремонтированному совмещенному (Старому) мосту через Обь. Пока на нем шли работы, дорожники полностью обустроили исторический въезд в краевую столицу, отремонтировав 11 км на подъезде от Чуйского тракта и установив девять километров новых линий электроосвещения.

   
   

Таким образом, завершается очередной этап по благоустройству въездов в краевую столицу. Ранее уже выполнили работы на въезде со стороны Рубцовска по Змеиногорскому тракту. В прошлом году здесь отремонтировали семь километров дороги, построили тротуары, сделали заездные карманы для общественного транспорта, установили современные автобусные остановки. В этом сезоне закончили строительство новой линии электроосвещения, протяженностью 6 км (до села Бельмесёво).

В 2022-м планируется начать работы на въезде в Барнаул по трассе А-321 – от международного аэропорта. Проектная документация на объект протяженностью 14 км уже разработана.

Всего же в этом дорожно-строительном сезоне в работе было 106 км федеральных дорог, из них 50 ввели в эксплуатацию, еще 32 – в завершающей стадии. Остальные объекты – переходящие, окончание работ запланировано на 2022 год. На ремонт и содержание федеральных трасс направят в этом году более пяти миллиардов рублей.

Вектор развития на перспективу

На ближайшие годы основным направлением работы ФКУ Упрдор «Алтай» станет приведение к нормативам трассы А-321 Барнаул – Павловск – граница с Республикой Казахстан. В конце прошлого года произошло знаковое для Алтайского края событие – магистраль перевели в федеральную собственность.

Дорога должна была перейти в ведение государства значительно позже – в 2027 году. Но по инициативе Виктора Томенко ее включили в программу социально-экономического развития на 2020-2024 годы, и она отошла на баланс ФКУ. Для региона это позволило сэкономить более 300 миллионов рублей в год. В то время как федеральное финансирование запланировано в разы больше. 

По словам Виктора Томенко, эти работы очень важны для жителей региона и дадут огромный стимул к развитию территории:

«У нас серьезные планы по улучшению состояния дорог в прилегающих территориях к трассе А-321. Дорога выйдет на другое качество, открываются возможности для развития туризма, сельского хозяйства, промышленные перспективы. Новая инфраструктура благотворно влияет на экономику, и для жителей есть возможность с комфортом доехать», – отметил губернатор.

Как отмечают в ФКУ Упрдор «Алтай», после приема дороги на баланс, провели ее оценочную диагностику и утвердили виды работ. Дорожники определили перечень наиболее приоритетных, срочно требующих ремонта участков, и уже в этом году приступили к выполнению. Разработана программа по восстановлению трассы на всей протяженности.

Практически все 389 км дороги находятся в неудовлетворительном состоянии, и предстоит реализация масштабного проекта по ее приведению в соответствие нормативам. На одном из объектов подрядчиком выступает Южное ДСУ. Чтобы сократить сроки и повысить качество дорожники за собственные средства приобрели сразу два современных отечественных завода по производству асфальто- и цементобетона.

«На ремонт новой для нас дороги мы решили выйти с новым заводом. Надеемся использовать на А-321 на полную мощность», - поясняет начальник ДСУ Сергей Разумов

В этом сезоне дорожные капитальный ремонт идет в районе села Буканское (158-167 км), от райцентра Мамонтово по направлению к Романово (178-185 км). Выполнили задачу по ремонту обхода Павловска (55-63 км) и за Романово. Обновлен участок перед Кулундой (363-376 км).

По предварительным планам, обеспечить комфортный и безопасный проезд по А-321 должны к 2026 году.

Справка
В оперативном управлении ФКУ Упрдор Алтай» федеральные автодороги в границах двух субъектов Российской Федерации: Алтайского края и Республики Алтай. В крае это Р-256 «Чуйский тракт», А-322 Барнаул – Рубцовск – граница с Республикой Казахстан и А-321 Барнаул – Павловск – граница с Республикой Казахстан. Их общая протяженность 1 027 км.