В совокупности за 2023 год в Роспотребнадзор и Ространснадзор поступило больше 22 тысяч обращений и жалоб от жителей страны на некачественные транспортные услуги. Чаще всего они касались авиации, такси и наземного городского транспорта. О том, как можно глобально повлиять на проблему и о ситуации в целом, обсудили совещании в Совете Федерации, посвященном защите прав потребителей при оказании транспортных и сопутствующих услуг.
Качество услуг в транспортной сфере – больная тема, поскольку с транспортом люди сталкиваются каждый день и не всегда эти встречи проходят гладко. Зобнев уверен, что вопрос требует пристального внимания и дальнейшей проработки с точки зрения законодательного обеспечения.
Не соблюдают графики
Участники дискуссии привели несколько примеров, описывающих состояние транспортной сферы в разных регионах.
«Специально зашел на аккаунты губернатора и мэра. О чем люди пишут? О том, в каком состоянии автобусы, что автопарк устаревший, что не ясно, как ездить маломобильным группам и т. д.», – поделился Владимир Кравченко, член комитета СФ по экономической политике, представляет Томскую область.
Соседний Алтайский край ничуть не лучше. Проблема есть не только в городах, но и на межмуниципальных маршрутах.
«Люди жалуются и на состояние автобусов, и на их водителей, и на дефицит маршрутов и рейсов», - пишет «Толк».
Частично проблему власти региона разрешили: в этом году закупили 65 новых автобусов на деньги казначейского кредита, 41 из них – для Барнаула.
Из жалоб в Роспотребнадор становится ясно, что по всей стране претензии примерно одинаковые: несоблюдение маршрутов, графиков движения. А иногда, по словам Олега Прусакова, начальника управления госнадзора в области защиты прав потребителей, люди просто не могут сориентироваться в многочисленных транспортных картах, которые им предлагают власти.
Также львиная доля обращений связаны с авиацией (36,6%). Большинство жало связаны с тем, что пассажиры не могут в претензионном порядке вернуть деньги за несостоявшийся полет:
«Оперативно их решить, к сожалению, не всегда получается, в зависимости от того в том числе, с каким перевозчиком мы имеем дело», – отметил Прусаков.
Такси и каршеринг тоже не самый благонадежный вид транспорта. Роспотребнадзору даже пришлось проводить «горячую линию», чтобы дать как можно больше разъяснений по тем или иным вопросам: плата за бесплатное ожидание, отказ выполнять заказ после списание оплаты, отсутствие терминалов, изменение стоимости в зависимости от погоды и многое другое.
Кадры решают
Эксперты уверены, такая проблема, как культура обслуживания со стороны водителя – это уже следствие, а причин к этому много: тяжелая работа, физически и морально, где-то возможно невысокая зарплата. Как результат, в профессию идут не совсем профессионалы своего дела. Кто-то, откровенно говоря, потому что иного выбора не было.
«Отсутствие достаточной квалифицированной рабочей силы приводит к тому, что в эту сферу приходят люди не совсем профессиональные, не совсем компетентные и не всегда обладающие необходимыми навыками, этикой поведения, профессионализмом», – отметил Вячеслав Тимченко, председатель комитета СФ по регламенту и организации парламентской деятельности.
«А серая зарплата – это не просто налоговая какая-то оптимизация, это еще возможность подсадить водителя "на крючок". Он, если пойдет судиться, получит ту зарплату, которая у него в договоре написана, а за ту, что у него в конверте, его заставляют перерабатывать», - добавляет Олег Прусаков.
Вывести из тени
Представитель ФНС Константин Новоселов, замначальника Контрольного управления со своей стороны добавил, что актуальным является вопрос вывода бизнеса перевозок из тени. Нельзя отрицать того факта, что сокрытие выручки все же имеет место быть. А это в свою очередь может тянуть за собой целый ряд проблем.
«Не секрет, что в пассажирских перевозках фигурирует достаточно большая доля наличных денежных средств. Есть ряд перевозчиков, которые в целом принимают оплату только наличными. У нас есть пример, когда у перевозчика (20 автобусов, персонал – 18 человек) зарегистрированная контрольно-кассовая техника отсутствует. При этом мы видим, что он оприходует наличные денежные средства и, соответственно, осуществляет интернет-продажи. В каком объеме – вопрос остается открытым», - говорит Новоселов.
Соответственно, такая незамысловатая «бухгалтерия» позволяет уходить от налогов. Один из вариантов, как можно урегулировать систему – обязать перевозчиков устанавливать терминалы. Да, в глубинке это может быть сложно, но тогда можно выйти на систему брутто-контрактов, когда билетная выручка поступает в распоряжение заказчика, а уже он оплачивает конкретный объем работ: часы или число поездок по маршруту.
Решить на законодательном уровне
Виктор Зобнев подчеркнул, что важно понять какие законодательные шаги необходимо предпринять, чтобы улучшить ситуацию в сфере транспортного обслуживания в целом. Остальные участники совещания согласились, что любое новое регулирование должно вводиться продуманно и аккуратно, поскольку бывают случаи, когда весь груз новшеств ложится как раз на добросовестных участников, а остальные ищут пути как на этом нажиться.
«А недобросовестные просто поднимают тариф вслед за нами», – добавила Ольга Федоткина, исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики.