Повышенные потребности. Как в Барнауле учат детей с ОВЗ готовить и общаться

Главная цель - коммуникативная, так как многие дети находятся на домашнем обучении и нуждаются в живом общении. © / pixabay.com

Ребятишек с ограниченными возможностями здоровья многие специалисты называют детьми «с повышенными потребностями». Хотя, как утверждают специалисты, они такие же обычные как их сверстники, только для достижения целей им нужно немного помочь.

   
   

Детям с ограниченными возможностями здоровья, как правило, сложнее адаптироваться в обществе и научиться выполнять, казалось бы, самые простые бытовые вещи. Например, одеваться без помощи родителей, ставить посуду на стол или пылесосить. Специалисты краевого реабилитационного центра для детей и подростков с ОВЗ «Журавлики» рассказали о том, как они помогают преодолевать трудности адаптации и подготавливают «особенных» детей к самостоятельной жизни.

Педагог - это друг

В «Журавликах» представлены несколько направлений социальной реабилитации: бытовая, медицинская, психологическая, педагогическая, трудовая и коммуникативная. Она рассчитана на 20 дней и начинается с первичного приёма. Дети с направлением от невролога попадают в центр, где специалисты проводят диагностику и по её заключению на консилиуме решают, в какой форме будет проходить реабилитация.

Педагоги учреждения отмечают, что их главная цель - коммуникативная, так как многие дети находятся на домашнем обучении и нуждаются в живом общении. Группы для занятий стараются формировать так, чтобы они могли учиться друг у друга многим вещам, которые по каким-то причинам делать не умеют. Например, ждать, соблюдать очередь или помогать.

Грамотное использование цифровых девайсов позволяет подросткам получать новые навыки и налаживать общение со сверстниками.

«Для нас важно создать позитивный настрой, наладить контакт, усадить, научить работать за столом, а уже после совместно достигать поставленных целей. Некоторые даже не умеют играть в игрушки, и этому мы тоже их учим. Особенно это актуально для детей с психическими расстройствами», - рассказывает логопед Юлия Попова.

Родители при желании могут присутствовать на занятиях и понаблюдать за процессом. После завершения курса реабилитации им даются рекомендации по дальнейшей работе с детьми дома.

   
   

«Очень важно в процессе с каждым ребёнком найти взаимопонимание и стать ему другом, иначе мы не получим желаемый результат от занятий. Дети просто не будут идти на контакт», - делится Юлия Попова.

Музыка без границ

Важно звено реабилитационного процесса - музыкальные коррекционные занятия. Их посещают дети младшего возраста, подростки и взрослые инвалиды. Встречи проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами, всё зависит от здоровья детей.

«Главная цель наших встреч - это не раскрытие музыкальных способностей, а решение определённых проблем в развитии ребёнка. Занятия проводятся в игровой форме, сюжеты их очень просты и доступны к пониманию. На них звучит очень много музыки, прежде всего, в живом исполнении, когда я сама пою и играю на фортепиано. Это делается для того, чтобы дети видели перед собой образец исполнения и пытались за мной повторить», - рассказывает музыкальный руководитель Ольга Кардаш.

В центре есть большой арсенал музыкальных инструментов. По словам педагога, пациенты центра очень любят на них музицировать, кто-то делает это относительно ритмично, а кто-то просто играет. Но в обоих случаях развивается слуховое восприятие, чувство ритма, мелкая моторика рук и речь.

Получить бесплатную психолого-педагогическую консультацию могут семьи, у которых есть дети. Для этого по всему региону выделили 60 площадок

«У нас был уникальный случай, когда мама привела к нам ребёнка, который не умел разговаривать. На музыкальных занятиях вместе с педагогом он научился петь, а после этого начал говорить отдельные слова. Родители плакали и не могли поверить в это и до сих пор считают чудом то, что случилось», - поделилась замдиректора центра Светлана Журавлёва.

На занятиях дети танцуют и участвуют в подвижных музыкальных играх. В процессе они учатся преодолевать свою робость, получают эмоциональное удовольствие и чувство собственной значимости от результата.

В центре ежегодно проводят проект «Музыка без границ» - это фестиваль детей с ОВЗ. Для некоторых из них подобные мероприятия становятся одним из способов социализации и познания жизни.

«Подготовить детей к исполнению песни педагогам порой непросто. Работа по разучиванию слов может длиться несколько месяцев. Чтобы организовать такой концерт нужно подготовить не только деток, но и музыкантов оркестра, сделать инструментовки всех песен. В этом нам помогают студенты и преподаватели факультета искусств Алтайского государственного университета», - объясняет Ольга Кардаш.

Терпение и совместная работа

В центр обращаются родители детей разного возраста и с разными диагнозами. Иногда приходят дети, совсем не приспособленные к самостоятельному социально-бытовому обслуживанию. Они не умеют убирать за собой мусор, пылесосить, вытирать пыль и обращаться с кухонными принадлежностями.

«Чтобы сформировать у ребёнка определённые навыки, нужно иметь терпение и быть готовыми к совместной работе родителей с педагогом. Так как им зачастую бывает нелегко найти золотую середину в вопросах о сроках и степени владения теми или иными навыками. Они ждут от детей то слишком много, то слишком мало», - рассказывает специалист центра Юлия Приходкина.

По её словам, иногда мамы и папы просто не могут решиться дать в руки ребёнку тот же нож, опасаясь за его здоровье. И эти переживания специалист называет нормальными и естественными.

«Маме просто нужно показать, как подвести ребёнка к самостоятельному использованию колющих и режущих предметов. Но важно помнить, что всё делается постепенно. Нельзя, например, допустить ребёнка к плите, не научив его перед этим самостоятельно наливать чай», - говорит педагог.

Дети на занятиях любят практиковаться: пришивать пуговицы, шить мягкие игрушки и сувениры, гладить, готовить напитки и горячие блюда. Особенным для них считается момент, когда они сами могут приготовить еду и угостить ей маму или папу. За столом Юлия Александровна учит своих подопечных уважительному общению со взрослыми, этикету и общению со сверстниками.

«Недавно к нам на реабилитацию мама привела сына с умственной отсталостью. Он был совершенно несамостоятельный и не умел даже одеваться без посторонней помощи. Совместные усилия педагогов центра позволили мальчику раскрыться и научиться этому. Мама со слезами на глазах рассказывала мне о том, как впервые увидела ребёнка самостоятельным, так как уже просто не надеялась, что всё ещё можно исправить», - рассказала Светлана Журавлёва.

Специалисты центра отмечают, что любую реабилитацию важно продолжать дома, а все полученные навыки на занятиях нужно использовать в привычных для ребёнка условиях. Тогда он будет развиваться и ничем не отличаться от своих сверстников.