Послушание и крепкая спина. Ученые разгадали тайну происхождения лошадей

Все точки над «i» в вопросе происхождения лошадей еще не расставлены. © / pixabay.com

Крупный коллектив исследователей из разных стран, в состав которого вошли и ученые Алтайского государственного университета, приоткрыл завесу тайны происхождения лошадей. Результаты масштабной научной работы опубликованы в журнале Nature.

   
   

Одомашнивание лошадей радикально повлияло на ход истории человечества, увеличились скорости освоения новых земель, изменился облик сельского хозяйства и военного искусства. Однако где и когда они приручились, стали домашними и чем отличались от диких непарнокопытных, оставалось загадкой. Нынешнее открытие – это новый шаг в истории изучения эволюции человека.

«Профессор Людовик Орландо из Центра антропологии и геномики университета Поля Сабатье в Тулузе объединил усилия 162 археологов, генетиков, палеонтологов», – рассказал корреспонденту «АиФ – Алтай» Кирилл Кирюшин, кандидат исторических наук, доцент института географии АлтГУ.

С помощью радиоуглеродных и генетических методов анализировались образцы, найденные археологами в различных поселениях земного шара. Расшифровка 271 генома древних лошадей и сравнение с ДНК современных непарнокопытных позволила сделать весьма любопытные выводы, которые в СМИ уже назвали сенсационными.

«Оказалось, что предков нынешних коней отличали от диких два гена: один отвечает за контроль агрессии (то есть послушание и покладистость), другой – за крепкий позвоночник», – рассказывает Кирилл Кирюшин.

Первые такие лошади, по выводу ученых, были одомашнены в Понтийско-Каспийской степи, раскинувшейся от Румынии до Урала. В конце III – начале II тысячелетия до нашей эры эти особи появились и на Алтае, вытеснив коней, прирученных человеком ранее.

Глядя на археологические находки в поселениях Новоильинка Хабарского района, можно предположить, что в более древние времена лошадей использовали больше для мяса и молока. А вот тех, которые появились в Сибири с генами послушания и крепкой спины, уже запрягали для верховой езды, используя в хозяйственной и военной деятельности.

   
   

«Вероятно, с этим и связано быстрое распространение первых одомашненных лошадей по другим регионам, – комментирует исследователь Кирюшин. – В захоронениях эпохи бронзы археологи в Евразии, к примеру, находили остатки боевых колесниц».

Ученый считает, что все точки над «i» в вопросе происхождения лошадей еще не расставлены.

«Я бы сказал, что это серьезное исследование пролило свет на тайну, но загадки еще остаются, – говорит Кирилл Кирюшин. – Например, куда делась самая древняя лошадь, останки которой находили в тех же поселениях Хабарского района на Алтае? Исчезла совсем, или смешалась с дикими, превратившись в лошадь Пржевальского? И как происходило это вытеснение? Одним словом, есть еще белые пятна и работа для исследователей».