Открытый диалог. Родители школьников просят учителей помочь в воспитании

Круглый стол © / Виталий Барабаш / АиФ

Сибирская медиагруппа провела круглый стол на тему: «Школа и личность: границы вмешательства в личную жизнь учащегося, защита личного пространства педагога». Участниками обсуждения острой темы стали педагоги, психологи, представитель полиции и многие другие.

   
   

Нормы поведения

Поводом для встречи послужил несчастный случай в Рубцовске, где из-за неоднозначного видео, снятого школьниками, некоторых из его участников вместе с родителями вызвали на «ковер». Что там происходило – достоверно не известно, но итог оказался трагическим – одна из учениц после возвращения домой вскоре скончалась. Было ли это стресс или просто стечение обстоятельств - предстоит установить экспертам.

Не исключено, что всего этого могло не произойти, если бы педагог не увидела ролик и не потребовала его удалить. А может ли педагог вмешиваться в личную жизнь учеников? Должен ли он отсматривать весь тот контент, который размещают школьники или это же обязанность их родителей? На эти и другие вопросы попытались ответить участники круглого стола.

«Мы живем в таком насыщенном информационном пространстве, что, несомненно, есть и ответственность педагога, и ответственность родителей за воспитание ребенка, приходящего в стены учебного заведения. Да, педагог, окончивший высшее учебное заведение берет на себя определенную ответственность. Мы работаем в школе, но мы тоже люди, у нас есть своя жизнь, своя семья, свои интересы, - говорит директор Алтайского краевого центра ППМС-помощи Людмила Домнич. – Каждый случай, который происходит в школе, надо рассматривать индивидуально. В своем учреждении мы так и делаем – рассматриваем каждый случай, который происходит на учебе, в семье».

Круглый стол Фото: АиФ/ Виталий Барабаш

Конечно, по мнению спикеров, статус педагогического работника накладывает определенные обязательства и нормы поведения, которым учитель обязан следовать.

«Мы не должны забывать о том, что есть нормы педагогической этики, и никто их не отменял. И в трудовом кодексе и в законе об образовании есть главы, которые так и называются: «Особый статус педагогического работника». Там четко прописано, что есть вещи, не совместимые с педагогической деятельностью. Если говорить грубо: если ученика оскорбит техничка, то она отделается выговором, а если оскорбит педагог, то это может быть основанием для увольнения», - говорит директор средней общеобразовательной школы №132 Инна Борисенко.

Но опять же, многое завязано именно на процессе обучения и где именно проходит грань между зоной ответственности учителя и родителя до сих пор не понятно. К примеру, если ученик после занятий по дороге домой попадет в аварию, то кто будет крайним, что не донес до него информацию как правильно переходить дорогу?

   
   

«Я не думаю, что педагог, который активно выкладывает в социальные сети фотографии с отдыха в ночных клубах, с алкоголем будет востребованным. Сомневаюсь, что  родители хотели бы повести к нему своего ребенка. Да, отдыхать так и выставлять – это не запрещено, но все-таки учитель – это тот человек, который еще имеет авторитет. Пусть не такой безоговорочный, как несколько десятилетий назад, но все же он есть. Приходя на занятия, он должен не только учить, но и проводить просветительскую работу по здоровому образу жизни, по моральным качествам и т.д.», - добавляет Борисенко.

Частная ли жизнь?

А вот неприкосновенность частной жизни ребенка для нее вызывает массу вопросов: есть ли она или нет? В каком возрасте наступает или не вовсе не имеет временных ограничений? Должен ли учитель рассказывать родителю о том, что ученик попал в плохую компанию или у него появились вредные привычки?

«Если мы, педагоги, будем охранять частную жизнь ребенка, и не будем реагировать на все это, то тогда, вероятно, нас можно обвинить в невыполнении ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В соответствии с этим законом мы обязаны это делать. Если же мы не реагируем, то автоматически становимся нарушителями», - говорит директор школы.

Круглый стол Фото: АиФ/ Виталий Барабаш

Получается конфликт интересов: частная жизнь охраняется Конституцией, а закон требует от учителя участие в ней. Но все же эксперты склоняются к тому, что определенный контроль должен быть: если педагог понимает, что с ребенком что-то не то и, возможно, он вступил в какую-то нехорошую группу, то он должен сообщить об этом родителю, ведь школа несет на себе не только функцию обучения, но и воспитания.

«В зависимости от того, что случилось, школа обязана реагировать и принимать меры: обращаться в медицинскую организацию, в правоохранительные органы, если, к примеру, произошло правонарушение в отношении другого ребенка. В таких случаях законодательство не исключает вмешательства школы в жизнь ученика. А вот если что-то произошло за стенами учебного заведения, то ответственность за него несут родители. Вмешиваться в его жизнь школа не может, но по ФЗ №120 она может войти в семью и посмотреть, как ребенок живет, если есть информация о том, что его права дома нарушаются. Поводом может послужить то, что ребенок пришел в школу избитый или в одежде не по сезону», - говорит начальник сектора по обеспечению деятельности уполномоченного по правам ребенка в Алтайском крае Светлана Лыкова.

Совместная работа

Эксперты понимают, что составить алгоритм действий для нештатных ситуаций невозможно: все они слишком индивидуальны и рассматривать их следует по отдельности. Все дети разные и к ним нужен разный подход. Кто-то лучше воспринимает легкий и непринужденный стиль общения и даже через шутку до него можно донести информацию, а другой может на это обидеться.

А вот чтобы разобраться в конфликтах и докопаться до истины, в школах обязательно должен быть психолог.

«Я пришла работать в сферу образования сразу после университета и я столкнулась сразу с двумя проблемами: во-первых, даже со свежим дипломом я не готова к современным детям, пришлось забыть все, чему нас учили в вузе, а во-вторых, когда в школе 500 человек – просто нереально поработать с каждым и каждому уделить время», - признается ведущий психолог Центра психологического и социального здоровья молодежи АлтГПУ Екатерина Кабанченко.

Круглый стол Фото: АиФ/ Виталий Барабаш

Поэтому, по ее словам, следует предложить минобру все же рассмотреть вариант с расширением штата школьных психологов хотя бы до двух единиц, а вообще, по мнению экспертов, их должно быть гораздо больше и со специализацией по разным возрастам: для начальных классов, средних и старших.

Председатель Алтайского краевого совета родительской общественности Анна Паутова, в свою очередь, представляя сторону родителей, обратилась к педагогическому сообществу с просьбой помочь в воспитании детей.

«Надо признать, что образ современного среднестатистического родителя – это полтора часа утром и вечером, немного выходных и отпуск. И это правда. Такова жизнь и мы мало проводим времени с детьми. При этом требовать чего-то от педагога мы тоже ничего не должны. Должен быть диалог», - подчеркивает она.

Потому что только совместными усилиями, не требуя ни от кого ничего, а в конструктивном спокойном диалоге можно дойти до сути и воспитать достойного человека. Поэтому родители и педагоги должны дружить, а не перекладывать друг на друга обязанности.