От боев таял снег. О трагической судьбе 28-й Алтайской лыжной бригады

В этом году исполняется 80 лет со времени формирования 28-й отдельной Алтайской лыжной бригады © / Иляь Петров / АиФ

В этом году исполняется 80 лет со времени формирования 28-й отдельной Алтайской лыжной бригады. Её недолгий фронтовой путь продолжительное время был неизвестным, и только благодаря следопытам поисковых отрядов и энтузиастам Зимаревской средней школы (Калманский район) он стал достоянием общественности. 

   
   

На лыжах по траве

О бригаде нигде не упоминалось долгое время, даже в краеведческом музее. Ни в каких документах её путь не был отражён, а вся информация основывалась только на письмах и воспоминаниях. 

Её судьба не оставила равнодушным Дмитрия Вейна, руководителя поискового отряда «Сибиряк», который, воспользовавшись этими материалами, восстановил всю трагическую историю 28-й отдельной Алтайской лыжной бригаде.

В последние дни 1942 года в Барнаул прикомандировали военного инженера Михаила Зверева, уже получившего фронтовой опыт, которому поручили формирование 28-й бригады. Он начал принимать личный состав, который размещался в землянках полевого лагеря, в районе нынешнего детского оздоровительного лагеря «Дружных».

Позже прибыл командир бригады Василий Баклаков, который продолжил формирование бригады до января 1943 года. Преимущественно в состав входили юноши, в меньшей степени девушки 1923-1924 годов рождения. То есть на момент создания соединения им исполнилось 19-20 лет.

Та зима была малоснежной, поэтому лыжной подготовкой заниматься долго не удавалось. Но из этой ситуации вышли следующим образом: Баклаков предложил вырыть длинные узкие траншеи, засыпать их хвоей и листвой, и по этим «тренажёрам» учиться ходить на лыжах.

   
   

Полегли почти все…

14 января 1943 года бригада погрузилась на три эшелона и отбыла на фронт. Изначально планировалось, что они попадут под Сталинград, где битва вступала в решающую фазу. Но путь на передовую оказался длиной в месяц, к этому времени Сталинградская битва закончилась полным разгромом немецко-фашистских войск, и поставили новую задачу: о переход в середине февраля в крупное наступление в районе Курска, чтобы разгромить немецкую армию группы «Центр» - самой крупной и мощной группировке фашистов на Восточном фронте.

На фронте 28-я отдельная Алтайская лыжная бригада с февраля 1943 года. В составе конно-стрелковой группы Центрального фронта участвовала в глубоком рейде по вражеским тылам - от Севска до Смоленска. В 20-х числах марта 1943 года 28-я лыжная бригада заняла оборону с юго-запада на подступах к городу Севску в сёлах Сосница, Горартель, Ручеёк, Курганки. Здесь противник и нанёс основной удар.

Алтайская бригада держалась до конца три дня на ближних подступах к Севску. Из трёх тысячи человек в живых осталось чуть более трёхсот - в основном военнослужащие штаба и тыловых подразделений, боевые части бригады практически полностью погибли на позициях. Участники Сталинградской битвы, принимавшие участие в обороне города, вспоминали потом, что таких тяжёлых боёв они не переживали даже в Сталинграде. Жарко было так, что весь снег в городе растаял.

…Очень много убитых было в Квадратной Роще. Местные жители вспоминали, что во время и после войны в неё какое-то время даже опасались ходить по грибы-ягоды, потому что всё было усыпано телами погибших с обеих сторон.

Там очень много братских и одиночных могил. И не только, а даже останков, утверждает Дмитрий Вейн, до сих пор не поднятых и не захороненных. Поисковый отряд «Сибиряк», который он возглавляет, уже трижды там побывал. За эти поездки в Квадратной Роще нашли четверых бойцов. Вейн уверен, что есть ещё те, кто «ждёт», когда они за ними придут…

Письмо позвало в дорогу

В селе Зимари (Калманский район) создали Музей боевой славы 28-й Отдельной лыжной бригады. Уже более 40 лет там собирают материалы о её боевом пути. Как рассказала Лилия Большакова, преподаватель Зимаревской средней общеобразовательной школы и по совместительству руководитель музея, работа по его формированию началась в 1979 году.

«В школе создали кружок «Красные следопыты». Как-то из районного комитета комсомола пришло письмо, в котором обратились к следопытам с просьбой собрать материалы о 28-й отдельной Алтайской лыжной бригаде», - вспоминает она.

В то время о боевом пути бригады ничего не было известно. Она просуществовала совсем недолго, потому что фронтовая операция, в которой она участвовала, провалилась. Тем не менее, бойцы проявили себя настоящими героями.

В письме был адрес командира бригады Василия Баклакова. Следопыты ответили ему. Через месяц пришёл от него ответ. В нём он писал следующее:

«Дорогие «Красные следопыты»! Прошу вас найти наших воинов и попросить их написать подробно, достоверно о себе и товарищах. Всё, что нужно, интересно для современников и потомков. Возможно, кто-то остался в живых из той роты. Попросить фотоснимки военных лет, документы и письма того времени. Сами они, по скромности своей, о себе кричать не будут и ничего не пришлют. Только поэтому мы начали с вами это дело через 35 лет после победы над фашистской Германией».

Многие ветераны бригады проживали в Томской области, в селе Могочино. «Красные следопыты» отправились туда. Ребята записали воспоминания фронтовиков и договорились встретиться на следующий год в Зимаревской школе.

Через год, в канун 9 Мая ветераны собрались вместе. Там были те, кто проживал в Алтайском крае и Томской области. Встреча получилась очень тёплой, потому что многие из них не виделись после войны ни разу.

К местам боёв

И тогда решили, что нужно отправиться в Севск, в места боёв 28-й бригады. Вместе со следопытами отправились и ветераны: Матвей Петров, инвалид, потерявший ногу, в сопровождении дочери, и Терентий Кудрявцев, учитель из Горно-Алтайска.

Это был май 1982 года. Они побывали в тех местах, где шли особо ожесточённые бои. В то время там уже установили памятники. Следопыты и ветераны как раз попали на открытие мемориала в Севске.

Из этой поездки ребята привезли экспонаты для будущего музея. После того, как они вернулись, решили создать Комнату боевой славы 28-й Отдельной (Алтайской) лыжной бригады. Среди первых экспонатов были земля с братских могил и другие ценные свидетельства боевого пути бригады. Открыли музей в декабре 1982 года, пригласив и ветеранов.

Среди них была женщина, санинструктор Любовь Захарова. Она приехала из Ташкента. Любовь призвали на войну, когда ей было 16 лет. Она рассказала о том, как формировалась бригада, как отправилась на фронт 14 января 1943 года.

«Я смотрела на этих парней, и думала: «Какие же они здоровые! Что с ними делать, если их ранят? Как вытаскивать с поля битвы?», - вспоминала Любовь Иннокентьевна. И когда начались бои, Любаша, как называли её бойцы, по собственному признанию, сначала растерялась: «Я смотрела и не понимала, что делать, куда бежать и кому помогать. Но как зазвучала канонада, послышались стоны раненых, уже было не до раздумий, нужно было идти и спасать людей».

Очень тяжело давались лыжные переходы. По воспоминаниям Любови Захаровой, был жуткий холод, часто буранило. Продвигаться по сугробам удавалось с большим трудом, потому что той лыжной подготовки, которую получили бойцы, было недостаточно.

… Не хватало продовольствия, лекарств. У Любаши из них была только… пищевая сода, и она, разложив её по пакетикам, давала бойцам, которые просили хоть как-то помочь. Позднее кто-то из её «пациентов» раскрыл секрет, но все отнеслись к этому с пониманием, и никто не осуждал молоденькую медсестру.

«Мы слушали её рассказ, затаив дыхание, буквально влюбившись в неё. Потому что это было настолько эмоционально, откровенно, пропитано болью. И никому не приходило в голову подумать о войне что-то другое, что были в ней и негативные, что многие операции признали ошибочными», - продолжает Лилия Большакова.

В декабре 2021 года в Барнауле презентовали книгу «Воинская слава Алтая». В ней больше тысячи имён, и в том числе бойцов 28-й бригады. В издание вошёл уникальный материал, собранный в музее Зимаревской средней школы. Вот лишь несколько свидетельств очевидцев, которые хранились у них в памяти и снились по ночам.

Например, разведчик Виктор Почганов из Томской области вспоминал, что противоборствующие стороны ходили в штыковые атаки с утра до вечера, когда уже ничего не было видно, оставались только полосы убитых на снегу: «В тех местах покоится прах около 400 наших лыжников. Такое не должно быть забыто».

Евтропий Романов, заместитель командира 3-й роты 1-го батальона: «Немцы подтянули танки, но их попытки выбить нас из села Дубки и перейти реку Сев не удавались. Обстрел со стороны противника не прекращался ни на минуту. У нас же не было боеприпасов, и ответить им было нечем. Наше положение было крайне тяжёлым. Мало того, что не было снарядов, не хватало и продуктов. Весна бурно набирал темпы, обильно таял снег, река вышла из берегов. Наши окопы наполнялись водой, и мы вынуждены были пятиться назад, на сухие места.

В бригаде служил и уроженец Алтайского края, но оказавшийся на территории Томской области после раскулачивания в начале 30-х годов: в возрасте 10 лет его Витю Коновалова вместе с семьёй сослали в Нарымский край. Его призвали как раз оттуда. В письме от 18 января 1943 года он писал: Здравствуйте, Папа и Мама! Жив и здоров. Выехали из Барнаула 14 января. Едем отбивать землю русскую от немецко-фашистских оккупантов. Настроение хорошее. При выписке из госпиталя получил сразу семь писем. А Татьяны пока адреса нет. Как будет известен, сообщу сразу. Пока. До свидания! С приветом ваш Виктор!». Через два месяца Виктор Коновалов погиб в бою под Севском. Ему было 22 года…

Справка
28 августа 1942 года вышел приказ о формировании 30 лыжных бригад в четырёх военных округах. В Барнауле началось формирование 28-й Отдельной лыжной бригады из призывников Алтайского края, Омской, Новосибирской и Томской областей, а также военнослужащих после излечения в госпиталях. В результате кровопролитных боёв в районе города Севска Брянской области от бригады в 3000 человек в живых осталось чуть больше 300. 6 мая 1943 года из-за огромных потерь 28-ю бригаду расформировали, а личный состав влился в 115-ю Отдельную стрелковую бригаду, которая в конце августа 1943 года участвовала в освобождении юго-западной части Севского района.