Никакого ажиотажа. Туриндустрия на Алтае не смогла отыграть месяцы простоя

В Алтайском крае большая часть туристических показателей по итогам летнего сезона-2020 сократилась почти на треть. После весеннего простоя из-за карантина цифры по июлю-августу достигли пиковых значений, однако это помогло лишь немного скорректировать падение. При этом многие богатые туристы чаще всего останавливаются в Республике Алтай. 

   
   

Лето не вытянуло

Турбазы и гостиницы открыли в Алтайском крае лишь в конце июня. Они простаивали с апреля. Отельеры и владельцы объектов турбизнеса потеряли майские праздники и длинные выходные на День России. Отбить потери в июле и августе они не смогли. Хотя загрузка в эти месяцы была выше прошлогодней, а в отдельных территориях достигала пиковых значений. В частности, в районе Аи, Белокурихи, Чарыша, соленых озер.

В летнее время турпоток в регионе составил 640 тысяч человек, тогда как в тот же сезон 2019 года он был на уровне 1 млн. Чаще всего к нам приезжали гости из соседних сибирских регионов, используя для этого автомобили или рейсовые автобусы. Это туристы из Новосибирской, Кемеровской, Томской областей. Из европейской части страны тоже стало больше отдыхающих, в частности из Москвы. 

«Продаем туры на осеннезимний период. Мы готовим для гостей разнообразные программы, – рассказывает директор туристической фирмы Ирина Слесарева. – Также мы будем знакомить туристов с брендовым маршрутом «Здравствуй, Алтай». Этот тур вдохновляет на познание себя, позволит взглянуть в прошлое и поговорить на редком тюркском языке, получить новые гастро-впечатления и рецепты от кумандинских кочевников. Безусловно, программа по возврату кешбэка положительно скажется на развитии внутреннего туризма». 

Хорошо на спрос повлияли чартерные программы и программа кешбэка. Так, за два месяца регулярными рейсами из Москвы и Санкт-Петербурга на Алтай прилетело 4200 человек.

«Много где был — на Севере, на Юге, общался с разными провайдерами туристических услуг. И каждый раз чувствовал, что внутренний туризм, который мы постепенно развиваем в нашей стране, действительно находится на большом старте, – поделился впечатлениями новосибирский журналист Антон Веселов. – Пандемия подстегнула жителей больших городов открывать свои области и сопредельные края. Выяснилось, что тот же самый Алтай, если не ехать по самым исхоженным тропам, таит в себе ничуть не меньше загадок, таинств и восторга, чем ближневосточная Азия или исхоженная уже Европа».

У санаториев еще есть резервы для роста

Что касается санаториев, то за девять месяцев этого года в сравнении с аналогичным периодом прошлого их средняя загрузка снизилась на 20%. Лишь в августе количество отдыхающих приблизилось к показателям прошлого года, а в отдельных санаториях загрузка превышала полную. Уже в сентябре эти показатели пошли на спад. 

   
   

При этом в санаториях, в отличие от многих турбаз, отдыхать и лечиться можно круглый год. Потенциал для роста есть, но все будет зависеть от эпидемиологической ситуации. Если и сферу туризма закроют на карантин, то в Белокурихе и другим здравницам придется туго. 

Очевидно, что просадка по турпотоку отразилась и на финансовых результатах рынка. Согласно данным Алтайкрайстата, объем платных услуг в сфере туризма на июнь – август 2020 года составил 1,2 млрд рублей. В аналогичный период прошлого года летние результаты оценивались в 1,7 млрд рублей. Таким образом, финансовые показатели упали на треть. 

В целом по итогам года ситуация еще хуже. За восемь месяцев это 2,3 млрд против 3,3 млрд соответственно. Власти отмечают, что ситуация текущего года дала им много пищи для размышлений. Еще предстоит проанализировать этот опыт и сделать соответствующие выводы. Подумать, как улучшить ситуацию в турсезоне 2021 года. 

«Нельзя умолчать, что этот непростой, в том числе по своей напряженности, сезон выявил ряд проблем, связанных с качеством оказания услуг, наличием мест повышенной комфортности, безопасного отдыха. Это те вызовы, над которыми нам совместно с бизнесом предстоит работать», – подытожил начальник Управления Алтайского края по туризму и курортной деятельности Евгений Дешевых.

Кстати
В соседней Республике Алтай пока не подводили таких итогов, но турбизнес чувствует себя там гораздо увереннее. После снятия карантина там побывало много туристов из европейской части России, которые предпочитают отдых высокого класса и готовы тратить серьёзные деньги. В частности, многие звезды шоубизнеса и блогеры останавливались именно в Горном Алтае, всячески рекламируя его места для своей аудитории. В Алтайском крае такой активности, увы, не наблюдалось.