Невиновна! На Алтае присяжные трижды оправдали обвиняемую в убийстве

У женщины есть право на реабилитацию. © / Ирина Швецова / личный архив

На Алтае в третий раз вынесли оправдательный приговор жительнице Барнаула, которую следствие обвиняло в убийстве, сопряжённом с разбоем. Присяжные уже в третьем составе признали Ирину Швецову (отсидевшую по подозрению в преступлении 8 месяцев в СИЗО – Прим. ред.) невиновной, по решению суда у нее есть право на реабилитацию.

   
   

До этого гособвинение дважды подавало апелляцию и дело, которое сегодня насчитывает 15 томов, возвращалось на новое рассмотрение. Не исключено, что и в этот раз точка еще не поставлена.

Арест

Злоключения флористки Ирины Швецовой начались три года назад. В августе 2020 года 48-летней женщине предъявили обвинение в убийстве пожилой соседки. Главной подозреваемой жительница Барнаула стала лишь потому, что в день убийства навещала потерпевшую.

Напомним эту историю: 7 августа Ирина из строящегося за городом коттеджа отправилась к гастроэнтерологу, а по дороге зашла на съемную квартиру в городе. Там, наводя порядок, увидела в холодильнике старый фарш, решила предложить его соседке для кошек, как делала до этого неоднократно. По версии Швецовой, соседка испуганно рассказала, что несколько раз звонил домофон, в трубку молчали, потом звонили в дверь и, когда она открыла, какая-то неизвестная женщина ударила ее в лицо, но пенсионерка успела закрыть дверь.

После этого рассказа Ирина настоятельно посоветовала соседке позвонить в полицию или сыну, но та отмахнулась, мол, потом. Вернувшись от врача в квартиру, Швецова забрала вещи, которые нужны были в коттедж и уехала за город, не подозревая о трагедии, которая произошла в квартире соседки. Пожилую женщины под вечер нашли мертвой с многочисленными травмами на голове.

В ту же ночь Ирина Швецова была задержана. Во время первого допроса ее попросили подробно рассказать, как она провела день, и она честно призналась, что навещала соседку. С этого момента женщина стала главной подозреваемой.

Когда Ирину забирали в полицию, в доме оставалась ее тяжело больная мама. Женщина попыталась успокоить ее, пообещала, что скоро приедет. Но умирающая больная так и не дождалась дочери. Ирину поместили в СИЗО, и даже не дали попрощаться с матерью, которая через месяц скончалась.

   
   

Следы убийцы

По пути к врачу Швецова выкинула в мусорный бак недалеко от дома белый полиэтиленовый пакет с мусором, что зафиксировала камера наблюдения на стоящем рядом здания. В ходе следственных действий на следующий день из бака с отходами был изъят белый пакет с замороженным куском мяса с костью, на котором были обнаружены кровь и клетки эпителия убитой, а также медицинские перчатки. Несмотря на то, что по заключению эксперта запаховый след (так криминалисты называют результат испарения в воздухе пахучих элементов, свойственных человеку - прим ред.) на них принадлежал не Швецовой, женщина оставалась главной подозреваемой.

На месте преступления было также немало следов, которые мог оставить настоящий убийца, однако и здесь никто не пытался выяснить чьи они, если не Швецовой. При этом пакет, который женщина выбрасывала в тот же мусорный контейнер, даже не был изъят.

На заключенную, по ее же словам, давили психологически, заставляя признаться. Уголовное дело сначала было возбуждено по ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего). Затем его переквалифицировали по ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство).

Однако во время судебного процесса присяжные пришли к единогласному выводу, что версия следствия неубедительна. Во-первых, непонятной была причина конфликта. Все свидетели говорили, что между женщинами были хорошие добрососедские отношения. Но самое главное, среди оставленных в квартире следов не было ни одного, принадлежащего обвиняемой, а второе орудие убийства так и не нашли.

Обвинение в разбое

После первого оправдательного приговора Ирине Швецовой решили вменить убийство в ходе разбойного нападения. Женщину обвинили в том, что она напала на соседку с целью похитить деньги и драгоценности.

Однако в ходе второго судебного разбирательства суд присяжных решили, что никаких денег и ювелирных украшений дома у жертвы не было, все деньги она хранила в банке. Ни денег, ни похищенного золота при обыске у Ирины Швецовой не нашли. Тем не менее, гособвинитель упрямо настаивала на ее вине, объясняя отсутствие улик тем, что женщина могла их скрыть.

По новому кругу

И после этого второго оправдательного вердикта сторона обвинения подала апелляцию. Теперь суть сводилась к тому, что защитник воздействовал на присяжных. Якобы адвокат стремился их разжалобить, нарушая правила. И приговор вновь был отменен.

В конце апреля новая коллегия присяжных снова выносит вердикт – невиновна.

«Мы учли все замечания, которые были указаны в апелляционном определении, – комментирует адвокат Аркадий Козлов. – Если вдруг будут претензии и сейчас, то в ходе четвертого судебного разбирательства мне останется только молчать».

Сторона защиты уверена, что гособвинение подаст апелляцию и в этот раз, но искренне надеется, что третий оправдательный приговор уже не будет отменен.

Чтобы узнать позицию ведомства, редакция altai.aif.ru обратилась за комментарием в прокуратуру Алтайского края. На момент публикации он еще не поступил.