В начале мая министр сельского хозяйства России Александр Ткачёв предложил перебрасывать воду из рек Алтайского края в Китай. О том, возможно ли реализовать такой проект и какими будут последствия - в материале «АиФ Алтай».
Заработать на Алее
Возможность переброски пресной воды из Алтайского края через Казахстан в засушливый Синьцзян-Уйгурский автономный район была озвучена в начале мая на встрече министров сельского хозяйства России и КНР. По планам департамента мелиорации Минсельхоза, реализация возможна за счёт переброски пресной воды в объёме 70 млн кубометров из излишков Гилёвского водохранилища Алейской оросительной системы и запитанного из Обского водохранилища Кулундинского магистрального канала.
Спустя несколько дней, когда сомнения в целесообразности проекта выразили многие учёные и общественные деятели, в Минсельхозе пояснили, что в ближайшей перспективе он к реализации не планируется. И рассмотрение вопроса снабжения Китая пресной водой возможно только при условии «безоговорочного соблюдения интересов России, в том числе с точки зрения экологии».
Самой идее использования водного потенциала сибирских рек для орошения засушливых районов Азии уже больше полувека. В СССР до реализации масштабного проекта изменения русел дело не дошло. В 90-е годы идею поворота рек вторично озвучивали московский мэр и президент Казахстана. Теперь она прозвучала вновь – с подачи Минсельхоза.
Сразу не решить
Каждый раз предложение отбирать воду из сибирских рек встречало критику, прежде всего экологов. Так, по мнению Геннадия Барышникова, профессора, заведующего кафедрой природопользования и геоэкологии географического факультета АлтГУ, доктора географических наук, увод воды из Алтайского края в Китай может закончиться климатической катастрофой. Если забрать часть воды из Оби, то произойдёт иссушение так называемых Васюганских болот Томской области, а это климатоформирующий природный массив – от этих болот зависит климат всего региона. Из-за их осушения может нарушиться существующий климат всей Западной Сибири.
Также сложно говорить о ежегодном гарантированном перебросе значительного количества пресной воды с Алтая, ведь бывают годы обмеления сибирских рек. Пресная вода – ценный продукт, который в будущем станет ещё дороже.
Другие экологи раскритиковали проект за его стоимость, если воду перебрасывать по трубе, и бесполезность, если для него рыть обычный канал – большая часть воды по пути в Китай буквально уйдёт в землю или испарится.
Каналы и проблемы
История забора воды из сибирских рек для нужд человека имеет долгую и неоднозначную историю. Так, больше 40 лет назад в Алтайском крае приступили к реализации проекта «Обь-Кулунда-Иртыш», первой очередью которого стало строительство в крае Кулундинского канала – с 1973 по 1983 год.
Когда сооружали искусственное русло, жители края удивлялись названию канала. Ведь он сначала шёл от Камня-на-Оби в сторону Барнаула и только затем поворачивал в степь. Водная магистраль должна была быть на 120 километров длиннее, но проект раньше времени закрыли, до Кулунды она так и не дошла. То ли потому, что смету на строительство канала превысили почти в два раза – вместо запланированных 60 млн рублей потратили 100 млн, то ли потому, что на весь канал не хватило бы воды. Сам канал прокладывали в основном по песчаным почвам. В итоге, из-за множества факторов, масштабное орошение Кулундинской степи водами Оби так и не состоялось, канал пришёл в запустение.
С подобной проблемой столкнулись и в соседнем Казахстане, где 12 лет, до 1974 года, строили канал Иртыш – Караганда для водоснабжения центральных областей республики. Иртышу, который снабжает водой российский Омск и является важнейшим притоком Оби, лучше от его строительства не стало. А сегодня река находится в ещё более сложном состоянии из-за развития северных областей Китая. По самым пессимистичным прогнозам, река может превратиться в цепь болот, а жители Усть-Каменогорска, Павлодара, Караганды, Омска, Тобольска могут остаться без воды.
Ещё в 1994 году в Китае началось строительство Иртыш-Карамайского канала длиной в 300 км, который забирает почти 20% стока Иртыша. В перспективе Китай сможет забирать половину стока реки. При этом экологи отмечают, что гидрологическая политика в КНР далека от совершенства. И Россия, и Казахстан обеспокоены перспективами Иртыша уже два десятка лет, но пока не могут найти понимания у соседей, которым необходимо развиваться.
Вода из Оби и Гилёвского водохранилища, направленная в Китай, могла бы замедлить обмеление Иртыша, но насколько существенно – пока непонятно. Ясно, что трём странам необходимо решать гидрологические проблемы сообща.
Пока от экспорта алтайской воды в Китай в стране отказались. Но ясно, что тема будет обсуждаться ещё не раз – и чистая и пресная вода, по прогнозам многих учёных, должна вскоре стать серьёзным товаром, которым, возможно, начнут торговать на биржах.
Мнения экспертов
– Гилёвское водохранилище было создано в Алтайском крае для Алейской оросительной системы, оно накапливало воду для полива кормовых. К сожалению, сегодня эта система практически полностью разрушена. Я считаю, что надо прежде всего подумать над возрождением отечественного производства, а не заниматься переброской ресурсов.
Никакой лишней воды в Гилёвском водохранилище нет.
– Необходимо переговорить с казахской стороной, посмотреть их возможности. Использовать сток паводковых вод вряд ли возможно. Для этого необходимо построить регулируемую плотину. Паводковая вода идёт полтора месяца, а продавать её нужно целый год. Без круглогодичного регулирования воды это будет сложно.
– Конечно, пресные воды – это одно из главных богатств нашей страны. Идея, которую высказал министр сельского хозяйства, перекликается с давними идеями о переброске стока сибирских рек в Среднюю Азию.
Однако в течение года у нас крайне неравномерное распределение вод. На сегодняшний день это предложение не актуально. Избытка вод в течение года в Алтайском крае нет. Кроме того, это слишком большие расстояния и слишком большие потери. Излишки воды на самом деле уже используются в крае для орошения наших засушливых земель. Вода нужна нам самим, и отправлять её в Китай нет ни экономического, ни экологического смысла.
Смотрите также:
- «Мы в воде живём!». Жители Затона не паникуют перед паводком →
- Вниз по Оби. Угроза наводнений на Алтае ещё не миновала? →
- Алтайские ученые прогнозируют природные катаклизмы →