Летал даже на самоделке. Погибший в Судане летчик учился в Барнауле

Снимок, сделанный во время учебы. Виктор Гранов держит в руке фуражку. © / Из личного архива Владимира Фефелова / Коллаж АиФ

21 октября в Судане сбили самолет Ил-76. Среди обломков нашли документы 67-летнего борт-инженера Виктора Громова, бывшего курсанта Барнаульского летного училища.

   
   

Четверть века назад легендарное Барнаульское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Главного маршала авиации К.А. Вершинина было расформировано и это до сих пор остается больной занозой в сердцах ветеранов авиации. В этом году даже появилась инициатива его возродить. Среди энтузиастов, продвигающих эту идею, и однокурсники Гранова, выпускники 1978 года.

Во время учебы в БВВАУЛ, Виктор Гранов запомнился человеком целеустремленным и веселым. Как и все курсанты был комсомольцем, принимал присягу. А еще шел упорно к своей мечте - строил свой самолет.

Мечта

Когда в октябре 1978 года Виктору Гранову в числе других присвоили первое офицерское звание, у него уже был не только азарт летать на крупных самолетах, но и чертежи собственного легкого летательного аппарата-авиатики.

По словам однокашников, Витек, как его тогда часто называли, строил свой маленький самолет сначала секретно, боясь, что поднимут на смех. Но потом про его тайну все равно разнеслось по всем взводам.

«Мы практически все подходили к нему и интересовались ходом работ, - вспоминает бывший курсант Владимир Фефелов. - И Виктор, уже потом, не стесняясь, охотно делился своими достижениями. И ведь построил, и летал потом и на больших самолетах, и на своем самодельном. Пока как-то самолетик не упал».

   
   

Падал Виктор Гранов, по словам бывших однокашников, не раз, и травмы были серьезные, но азарт летать был такой сильный, что никакие падения, травмы и опасности его авантюрный дух не сломили. Даже пять лет назад, когда ему было уже за шестьдесят, разбившись на мотодельтаплане, восстановился и снова - в небо.

«Ил-76 в республике Чад»

После ВВАУЛ офицер Виктор Гранов служил в ахтубинском Центре подготовки летчиков-испытателей, а потом, до начала девяностых на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В. П.Чкалова ГАО «ТАПОиЧ».

Криминальные девяностые отличались авантюризмом бизнеса,  предательствами, когда даже бывшие друзья и кидали и убивали друг друга из-за денег. В те годы Виктор Гранов, со слов знавших его людей, в одиночку перегнал в Африку Ил-76, произведенный на Ташкентском авиазаводе, прикупил другие самолеты и открыл там две компании, занимающиеся грузоперевозками. Именно в этот период, по словам некоторых его однокурсников, Гранов приобрел репутацию сомнительную и прямо скажем скверную. Именно поэтому многие из его бывших товарищей по учебе и службе категорически отказываются говорить о нем по принципу - о мертвых либо хорошо, либо ничего.

Обсуждая тему в своей внутренней ветке, бывшие однокашники старались вспомнить лучшее. Например, про его безумный азарт летать, про мечту о самолете, про стремление к небу, несмотря на травмы. Звучало: «Царствие небесное. Вечная память его беспокойной душе».