Короткая заметка о завышенных тарифах вызвала острую реакцию среди жителей

Многие сограждане, может, и мирились бы с повышением тарифов, если бы были уверены, что их деньги не «вылетают в трубу». © / Александр Фирсов / АиФ

«Прошлогодний снег» ни при чём?

   
   

Она, как ещё несколько наших читателей, «вскипела» после прочтения небольшой информации из разряда «Я не понимаю» в № 6 «...почему переплату не вернут?». Речь шла о том, что Федеральная антимонопольная служба России признала тарифы, установленные в Алтайском крае для четырёх «теплопроизводителей» на 2-е полугодие 2016 года, завышенными, а краевой регулятор с этим не согласился. На своём краевое Управление по государственному регулированию цен тарифов стоит и после того, как позицию ФАС поддержал Арбитражный суд Москвы. И, похоже, намерено и дальше стоять… Ему, что называется, не привыкать (в прошлом году оно вступило в спор с антимонопольщиками и по поводу тарифов на услуги по передаче электроэнергии, касающихся юридических лиц и предпринимателей, – ред.).

Кто-то из к нам звонивших в связи с этой заметкой, как Елизавета Павловна, «зацепился» за высказанную «несвязаность» тарифов для «источников тепловой энергии» и для конечного потребителя. Кто-то удивился озвученному отсутствию правовых оснований для отмены спорных тарифов по той причине, что они устанавливались на 2-е полугодие 2016 г. и «прекратили своё действие по причине окончания действия периода». Постойте, – удивляются памятливые граждане, – разве краевые чиновники в конце 2015 года не докладывали с удовлетворением, что во исполнение поручения Президента РФ в регионе завершилось долгосрочное тарифное регулирование? Что тарифы установлены не на год; для большинства предприятий на три года, а для каких-то и на пять?

Но вообще в этих «собеседованиях» с читателями сложилось впечатление, что не настолько уж они взволнованы «прошлогодним снегом». Как и частностями в этой истории, которые наверняка имеют «узкопрофессиональные» объяснения (особенности тарифного регулирования – это вещь «посильнее Гамлета»! – ред.).

Понимание есть, но…

Многие люди просто уже традиционно вздрагивают от самого слова «тарифы», даже если оно с некоторых пор политкорректно спрятано в понятие «совокупный платёж граждан за коммунальные услуги». Очередной рост платы граждан грядёт с 1 июля, и определённо в части муниципалитетов его индекс изменения превысит среднеустановленный Правительством РФ для региона в 3,2%. И даже с плюсом предельно допустимого отклонения в 2 процента. Ведь органы местного самоуправления вправе принимать решения о превышении предельного индекса, и трудно найти территорию, ресурсонабжающие организации которой не лоббировали бы увеличение тарифов на их «продукт», мотивируя это крайней необходимостью ремонта сетей, оборудования и пр.

Думается, что земляки в большинстве своём понимают эту необходимость, но вот проблема – они не знают, как «работают» даже повышенные тарифы с инвестиционной составляющей. Часто ли мы слышим руководителей ресурсных организаций, устраивающих нечто вроде публичных чтений для защиты тарифов? А глав муниципалитетов, имеющих чёткое видение решения проблем, влияющих на формирование величины тарифа? Увы, гораздо чаще «с полей» доносятся известия о банкротствах коммунальных МУПов или другие малоприятного толка.

   
   

Вот, к примеру, «свежий» глава Каменского района Фёдор Найден после проведённой ревизии в местных тепловых сетях обнаружил там «жуть». В частности, по штатному расписанию там числились 600 человек, работали 540, а «остальные деньги делили между собой» (и за чей счёт «банкет» был? – ред.).

А если все градоначальники так «копнут» или поглубже вникнут в жизнедеятельность жизнеобеспечивающих предприятий города? А если краевые власти проведут «разбор полётов» в муниципалитетах, где коммунальные предприятия банкротятся, «как заведённые»? Может, наши сограждане перестанут нервно реагировать на информацию, где упоминаются тарифы?

Кстати

В прошлом году Андрей ГОЛУБЦОВ, начальник управления по ЖКХ тогдашнего Главстроя, говорил, что общая ежегодная потребность в средствах на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры края оценивается более чем в 2 миллиарда рублей.

В то же время Главсоцзащита (ныне Министерство труда и социальной защиты края, – ред.) информировала, что субсидии и компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг получают свыше 500 тысяч жителей региона, на что в бюджете предусмотрено более 5 миллиардов рублей. «Значимость и актуальность для населения края такой помощи возрастает с каждым повышением цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги», – констатировали в ведомстве.