Кондукторы не пропадут? В Барнауле задумались об электронных проездных

Александра Горбунова / АиФ

   
   

– Внучата, передайте в горисполком, чтобы нас, стариков, без транспорта-то не оставляли совсем! – позвонила в редакцию Елизавета Иннокентьевна.

Жительница Барнаула, чей возраст выдаёт давнишнее именование современной администрации, испугалась, что скоро в гортранспорте можно будет ездить только «по каким-то карточкам», а не по проездным и не за наличные деньги. Про это ей сообщила соседка по дому, которая «сама сегодня своими глазами видела, как их пробуют».

– Пока-то кондуктор в трамвае была, – пересказала нам Елизавета Иннокентьевна, – а потом, говорят, только электроника останется. Нам, пожилым, в ваших нонешних устройствах трудно разобраться, другие пассажиры ругаться станут, как же мы ездить будем?

Не надо мелочиться

Страхи бабушек преувеличены. Верно здесь лишь то, что в краевом центре проводится тестирование систем безналичной оплаты проезда в общественном транспорте. В принципе электронные проездные планируется внедрить в автобусах большой вместимости и горэлектротранспорте, «пробы» проходят в трамваях.

– Мы выбрали маршруты №3 и №4, потому что в час пик они не слишком загружены, и кондуктору проще работать, – рассказал Василий ПОПОВ, заместитель председателя городского комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи. – В начале смены кондуктору выдаётся терминал, ему объясняют, как с его помощью принимать оплату. В конце рабочего дня проверяем, как прошла оплата, сколько было пассажиров, исследуем все возможности терминала. Кондуктор, которая смогла первой испытать новую систему, осталась довольна: вес терминала аналогичен весу сумки с деньгами, только нет мелочи, и это гораздо удобнее.

Как пояснил Попов, во время проведения тестов часть пассажиров оплачивает проезд деньгами и им выдаётся обычный билет. Льготники показывают проездные, и кондуктор прикладывает к терминалу специальную карту льготника. После того, как система будет внедрена, все льготники будут покупать не проездные, а специальные карты, которые можно пополнять каждый месяц (т. е. для этих категорий горожан принцип оплаты проезда в общественном транспорте не изменится). Остальные барнаульцы смогут либо приобретать карты, либо расплачиваться наличными. «Но мы настроены мотивировать именно на покупку карт, потому что это будет удобно и самим горожанам, и кондукторам», – подчеркнул чиновник.

   
   

От 30 до 200 миллионов

Для мэрии и перевозчиков система электронного проездного ценна получением точных данных о пассажиропотоке и возможностью решения проблемы неполной собираемости выручки. Очень предположительно, что в «открытом доступе» электронные билеты могут появиться в Барнауле в середине 2016 г. Пока ещё не решено, какой компании доверить это дело. А компаний две, и презентованные ими в начале ноября системы несколько разнятся.

Один проект стоит 30 млн рублей: оборудование 800 единиц транспорта терминалами, установка программного обеспечения и обучение персонала. «Здешнюю» карту пассажира в идеале и перспективе можно наделить дополнительными функциями.

Другая система более финансовоёмкая: 120 млн рублей при отсутствии кондукторов и порядка 200 – «полный автомат». Проект предполагает установку не только терминалов, но и бортовых компьютеров (водитель может получать актуальную информацию о числе пассажиров и «зайцев» среди них). Эта система даёт возможность покупать электронные билеты онлайн с помощью мобильных телефонов (по ним же получать сведения о времени проезда-доезда) и рассчитываться банковской картой.

Выбор в мэрии обещали сделать по результатам тестирования, но понятно, что цену вопроса со счётов не сбросишь.

Смотрите также: