Как разглядеть будущее? Выбор профессии - долгосрочная стратегия

Елена Аталыкова / АиФ

Для Софьи, 18-летней жительницы Барнаула, выбор профессии начался тогда, когда из простой общеобразовательной школы она перешла в лицей с уклоном изучения иностранных языков.

   
   

Ещё в школе она поняла, что алгебра и физика увлекают её меньше, чем английский язык. В лицее добавилась любовь к французскому, и когда, успешно сдав ЕГЭ, девушка выбирала будущую специальность и вуз, после недолгого колебания остановилась на «зарубежном регионоведении». Специальность в университете на кафедре востоковеденья.

Цель Софьи – изучить китайский язык. Стратегически и географически это кажется девушке перспективным – контакты России с Китаем только будут расширяться, а сама Поднебесная будет играть в мире всё более заметную роль.

Варианты жизни

Но не все молодые люди мыслят стратегически. Это взрослому, поработавшему человеку понятно, насколько эпохальным, влияющим на всю жизнь оказывается выбор профессии. Школьники же, зачастую, не осознают, что от их профессионального выбора может зависеть судьба и картина жизни.

Выбирают, зачастую, то, что есть под рукой, – где проще учиться, куда конкурс пониже. Или, под давлением родителей, идут на специальности, которые престижны для старшего поколения.

Вообще, влияние родителей на выбор будущей профессии школьником, по оценке педагогов, оказывается чрезмерно большим. Зачастую родители, набившие шишки в своей профессии, не желают детям повторения такого опыта, а советуют прорываться на рабочие места, где сегодня платят высокую зарплату. Но при этом, по словам заместителя министра образования и науки Алтайского края Инессы ДОЛЖЕНКО, не учитывают востребованность профессии на рынке труда, насыщенность специалистами, не заглядывают в будущее профессии, не прогнозируют – будет ли она пользоваться спросом через пять лет.

   
   

Так, по оценке Правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства» России, с развитием цифровых технологий в стране могут стать ненужными профессии бухгалтера и кадровика. Кроме того, сильные изменения произойдут с профессией врача, который будет обязан профессионально оперировать большими базами данных.

Чтобы быть восстребованным, школьнику лучше выбирать профессию с учётом тех тенденций, которые будут актуальны к моменту окончания вуза. Так, с 16 по 22 октября в Алтайском крае проходила Всероссийская профориентационная акция «Неделя без турникетов», в которой принимали участие школы, вузы и многие работодатели региона. Именно в живом общении, на производстве, молодёжь могла выяснить потенциальную потребность предприятий края в персонале.

Одним из объектов экскурсий школьников в ходе профориентационной недели стал завод автотранспортного спецоборудования, производящий навесную сельскохозяйственную технику. Директор завода объяснил ребятам, что, несмотря на всеобщую информатизацию, пшеницу и прочие культуры на Алтае всё рано будут выращивать и убирать относительно традиционным способом. И для этого нужна будет современная техника. И человек, выбравший для себя специальность в сфере сельскохозяйственного машиностроения, без работы в аграрном крае не останется.

Всего же в течение «недели без турникетов» для 5 тыс. школьников и студентов были организованы экскурсии на 70 предприятий края.

По качествам и направлениям

Любая профессия важна для экономики, но вот число вакансий и оплата могут различаться. В условиях, когда почти 90% школьников края стремится получить высшее образование, в регионе оказались востребованы рабочие специальности.

Квалифицированные рабочие получают заработную плату ничуть не меньше офисного клерка, но не испытывают проблем с трудоустройством. Так, одному из барнаульских мясоперерабатывающих предприятий сегодня требуются жиловщики мяса, формовщики, мастера, а также слесари, наладчики и электрики. Но не юристы и бухгалтеры.

По данным управления по занятости населения минтрудсоцзащиты региона, наиболее востребованы в крае сварщики, токари, слесари, фрезеровщики и операторы станков с программным управлением. Постоянно ищут сотрудников в сферу здравоохранения – врачей, медсестёр. Всегда есть вакансии для педагогов – учителей и воспитателей. Востребованы специалисты в сфере обслуживания – официанты, бармены, повара.

Для популяризации рабочих специальностей в крае уже три года подряд проводится конкурс «Журналист меняет профессию», в ходе которого представители СМИ края получают специальности в техникумах, колледжах и училищах, проходят практику на производстве.

Помимо СМИ о рабочих профессиях молодёжи края рассказывают и на личных встречах в ходе специализированных акций, экскурсий, встреч с представителями вузов и предприятий. И через сеть интернет – на разных региональных и федеральных порталах, посвящённых выбору профессии. Вообще выбор профессионального будущего через онлайн-сервисы представляется сегодня наиболее востребованным у молодёжи. В сети можно не только выбрать профессию, но и, обучаясь по ней, найти предприятие для стажировки. По информации руководителя краевой организации профсоюзов работников образования и науки Юрия Абдуллаева, в рамках проекта «Профстажировки» учащаяся молодёжь края сейчас может пройти стажировку на 21 предприятии региона или даже подобрать предприятие в любом другом регионе страны.

По душе и кошельку

С точки зрения социологов и психологов, факторы, определяющие выбор алтайским школьником профессии, делятся на внешние и внутренние.

Внешние – это престиж профессии, востребованность, зарплата, мнение родителей. Меньше всего стоит внимания обращать на зарплату, потому что её уровень зависит больше не от профессии, а от должности.

К внутренним факторам относят возможности, способности и интересы самого человека. Ряд профессий закрыт для людей с болезнями. Например, человек с больным сердцем не сможет стать лётчиком, а аллергик – химиком.

Выявлять заболевания помогает медицинское обследование, а способности и склонности определяются в ходе тестирования. Сегодня в крупных муниципалитетах края действуют профориентационные центры, а во всех школах региона ведётся первоначальное тестирование способностей учащихся.

Главное, полагают работники профессионального образования, соотнести свои способности и желания с ситуацией на рынке труда, экономикой региона, трендами развития производства. И не стесняться требовать помочь с правильным профессиональным выбором. В регионе много возможностей узнать про выбранную специальность, а декларируемая властью работа со школьниками не позволяет отодвинуть ищущего своё место в жизни со словами: «Отойди, мальчик, не мешай, мы тут профориентацией занимаемся».

Мнение власти

Заместитель министра образования и науки Алтайского края Марина ДЮБЕНКОВА:

– Профориентация направлена на выявление возможностей и способностей каждого ребёнка. Это многоаспектная работа, которую мы начинаем с диагностики. И в каждой школе проводится эта работа.

Новый образовательный стандарт направлен на то, чтобы ребёнок в процессе обучения уже получал представление о профессии в будущем. И сейчас более 70% детей края обучаются по новым стандартам.

Ещё одно важнейшее направление – организация профильного обучения. 10-11-е классы целенаправленно ориентируют выбирать профиль своего обучения. Число детей, которые обучаются не по общей, а по профильной программе, с каждым годом в крае увеличивается. Сейчас уже 70% старшеклассников обучаются по профильной программе.

Конечно, пока на первом месте по предпочтениям социально-гуманитарный профиль – 22% старшеклассников обучается по нему. 12% выбрали социально-экономический. На третьем месте физико-математический профиль – каждый десятый старшеклассник. Затем химико-биологический – 8% и информационно-технологичес- кий – 5%. Наименее востребованы в крае физико-химический профиль – 2% и биолого-географический – менее 1%.

Впервые в этом году в Барнауле открыт профильный инженерный класс, имеющий прямой договор с АлтГТУ.

Алтайский край единственный регион, где сохранена хорошая советская практика школьных производственных бригад. В регионе их порядка 600 в 15 районах, дети в сельских школах получают профессию, обрабатывают около 1 млн гектаров, зарабатывают деньги.

Заместитель министра образования и науки Алтайского края Инесса ДОЛЖЕНКО:

– У школьников сейчас большой выбор, где им учиться, поэтому нашим образовательным учреждениям приходится прилагать больше усилий, чтобы заинтересовать детей с хорошими результатами сдачи экзаменов. Поэтому профориентации уделяется достаточно серьёзное внимание, причём с акцентом на профессии, востребованные в Алтайском крае. С тем, чтобы наши дети оставались в регионе. Действуют региональные программы профориентации школьников. Работает координационный совет из представителей родительского и вузовского сообщества.

Основной тренд сегодняшней профориентации – развитие определённых навыков. Радует, что интерес к рабочим профессиям растёт. Число школьников, которые после 9-го класса выбирают специальность и поступают в ссузы, увеличилось.