Берегите кошелек. Как навсегда избавиться от платных подписок на телефоне

Пенсионерка из Заринска несколько недель боролась с платными подписками на своем телефоне: пыталась отключить их сама, звонила оператору по телефону, ходила в офис. В итоге решить проблему удалось после совета внучки – девушка рассказала бабушке про контентный счет. «АиФ-Алтай» решил разобраться, правда ли этот способ избавляет от платных подписок, и почему о нем мало кто знает.

   
   

Три визита к оператору

Заринчанка Инна Петрова обратилась в редакцию и рассказала, что заметила списание денег со счета, когда не смогла дозвониться до родных. Оказалось, что она «в минусе». Пенсионерка очень удивилась и пошла разбираться в офис оператора. Выяснилось, что у нее подключен «какой-то спам», за который списываются деньги с лицевого счета. Девушка-консультант предложила просто пополнить счет и позвонить на «горячую линию», чтобы отключить подписку. Пенсионерка так и сделала, и все стало нормально. Но через неделю ситуация повторилась.

Женщина снова пришла в офис, предварительно проконсультировавшись с оператором по телефону. У нее снова обнаружили подписку на рекламную рассылку. Пенсионерка стала просить консультанта найти способ отключить ее номер от подписок навсегда. Но ей дали понять, что это невозможно.

Тогда женщина позвонила за советом внучке, которая уже сталкивалась с такой ситуацией. Она рассказала бабушке про существование контентного счета. Только после третьего визита в офис оператора эту услугу удалось подключить. Более того, как сообщила пенсионерка, консультанты не сразу поняли, чего она хочет. Лишь после того, как она процитировала выдержки из закона, которые ей прислала внучка по WhatsApp, ей сказали, что «нужно писать заявление».

«Девушка звонила куда-то по телефону – видимо, своему начальству, и несколько раз спрашивала, принимать ли от меня заявление, и как его писать. В итоге оказалось, что у них в программе есть готовый образец, который она распечатала, а я заполнила. На посещение офиса и решение своей проблемы я потратила 50 минут!», – возмущается Инна Петрова.

Что такое контентный счет?

Действительно, с 1 мая 2014 года вступил в силу федеральный закон, который внес поправки в ФЗ «О связи». Этот документ ввел понятия основного лицевого счета и контентного.

Смартфоны. Фото: АиФ/ Анастасия Голенок

Контентный счет – это отдельный лицевой счет, с которого проводятся списания денег в случае совершения вызова, отправки SMS либо USSD-команды (через * и #) на номер платной развлекательной услуги. Сюда же относится переход на платную страницу в сети, мобильные подписки и прочие сервисы, которые связаны не с основными услугами операторов связи, а с контент-провайдерами.

   
   

Если контентный лицевой счет создан, и на нем нет средств, то и платные услуги оказаны не будут. С основного лицевого счета будут сниматься деньги только за услуги связи, к которым относятся звонки и СМС на обычные номера, мобильный интернет, роуминг и прочее.

По умолчанию операторы не подключают контентный счет. Оно и понятно: это невыгодно, ведь сотрудничество с платными сервисами приносит им деньги. На сайтах всех без исключения операторов информация об этой услуге есть, но найти ее крайне трудно – если не знать, что конкретно ищешь. Даже поисковики не всегда помогают.

«АиФ-Алтай» обратился к операторам мобильной связи с просьбой рассказать, много ли абонентов пользуются контентными счетами. В пресс-службе «МегаФона» рассказали, что «абонентов, которые воспользовались этой возможностью, очень немного». А по данным «Билайна», интерес их клиентов к этой услуге растет.

«В 2018 году ее подключили на 10% больше абонентов, чем в 2017 году. А количество людей, подключивших эту услугу с начала 2019 года, на данный момент уже на 28% выше, чем совокупный показатель 2018 года», – рассказали в пресс-службе «полосатого» оператора.

В Tele2 сообщили, что в Алтайском крае отдельным счетом для оплаты контента пользуются около 10% клиентов оператора. В пресс-службе также отметили, что контентный счет ограничивает возможности в использовании, например, подписки на кинотеатр, или перечислении денег на благотворительность.

Запрет на подписки не помогает?

Несмотря на то, что закон о контентном счете работает уже пять лет, знают о нем очень немногие. Очевидно, что операторы не стремятся продвигать эту услугу. Они предлагают другую альтернативу – услугу запрета мобильных подписок. Но это, как оказалось, не всегда одно и то же.

Мобильный телефон. Фото: АиФ/ Александр Колесниченко

«Я раза четыре возвращала деньги за платные подписки, которые я не подключала, – рассказала жительница Барнаула Александра Каравайцева. – После второго раза оператор предложила мне услугу запрета на них. Я согласилась, но ситуация повторялась еще и еще. Причем с моей стороны манипуляции с подписками были исключены — сим-карта была в планшете, у которого не было функции звонков, отправления смс и USSD-команд. Подхватить «вирус» или перейти на вредоносный сайт я тоже не могла, так как это был «яблочный» гаджет».

Именно так девушка оправдывалась перед оператором каждый раз, когда обнаруживала списания со счета. В конце концов ей сказали, что больше деньги возвращать не будут, и предложили подключить контентный счет. После этого, говорит Александра, платные подписки ее не беспокоили ни разу – с того момента уже прошло два года.

Контролировать свои расходы можно также через личный кабинет на сайте любого оператора или в приложении, скачав его на смартфон. Но далеко не все люди пока способны это делать – например, многие пенсионеры плохо «дружат» с современными информационными технологиями. И для них платные подписки могут стать настоящей трагедией: человек может просто не понимать, что это такое, и как это отключить. Контентный счет для таких людей может стать просто спасением.

Пенсионер с мобильным телефоном. Фото: pixabay.com

Как подключить контентный счет?

Услуга создания отдельного контентного счета есть у любого оператора связи, так как к этому их обязывает закон. Она бесплатна. Согласно информации на сайтах операторов «большой четверки», для этого необходимо пойти в ближайший офис связи и заполнить соответствующее заявление – так, как это сделала пенсионерка Инна Петрова. Как рассказали в пресс-службе «МегаФона» в Сибири, требование создать контентный счет консультанты не имеют право игнорировать, как и отговаривать клиента. Если это происходит, на действия сотрудника можно пожаловаться, позвонив на «горячую линию».

Единственный оператор, у которого можно подключить эту услугу еще и дистанционно – через личный кабинет в смартфоне – это «Билайн». Для этого нужно нажать на следующие вкладки: «Услуги – Дополнительные – Сервисы контент-провайдеров. Но будьте внимательны: этих услуг две, с одним и тем же названием. Разница в том, что при подключении одной из них при недостатке средств на контентном счету будет включаться функция пополнения баланса с основного счета. Если целью подключения услуги является избавление от платных услуг, то лучше выбрать вариант без этой функции.
Услуга подключения контентного счета в личном кабинете «Билайна». Фото: Скриншот/ Скриншот АиФ

Из минусов контентного счета можно назвать тот факт, что он не защитит от «фирменных» платных» услуг оператора – вроде смены мелодии гудка. Но это все-таки совершенно другое дело и другие деньги.

Интересно, что в июле 2019 года Роскомнадзор опубликовал статистику, согласно которой россияне стали чаще жаловаться на услуги сотовых операторов. Во II квартале 2019 года по сравнению с первым количество обращений выросло на 21,5%. Среди основных претензий пользователей – недовольство навязыванием дополнительных платных услуг (19-38% в зависимости от оператора), а также жалобы на завышение счетов (21-40%). Качество связи волнует граждан значительно меньше, чем плата за услуги: на это обращают внимание 12-25% пользователей.