Теплоход «Ирбис» пошел на дно Телецкого озера 27 лет назад во время разразившегося шторма. На борту никого не было, судно стояло в заливе реки Камга. Из-за чего произошло крушение, неясно – возможно, буря была слишком сильной, а может быть, просто за кораблем, построенным еще в 69-м году, никто особо не следил.
Как тень Левиафана
Все эти годы сделанный в Союзе теплоход, как тень древнего Левиафана, покоился на дне. Дайверы, которые регулярно к нему погружались даже переименовали его в «Ковчег». Представьте, какой у него был запас прочности, что даже столько времени под водой не разрушилcя каркас.
«Озеро уже начало постепенно «переваривать» то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, но коррозия сделала свое дело, и металл начал «плакать» сталактитами из ржавчины», - рассказывает дайвер и сотрудник Алтайского заповедника Роман Воробьев.
Решение суда
Поднять затонувший в 20-ти метрах от берега борт было решено из-за угрозы утечки оставшегося в теплоходе топлива. Это стало бы катастрофой для заповедной территории. Долго пытались заставить это сделать владельца теплохода, но результата это не принесло.
Последние три года сотрудники заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг следов разлива ГСМ.
«Добиться решения о поднятии судна удалось по суду. Работы по подъему проводили специалисты «ВК ПОДВОДТЕХ» из Казани под руководством главного технолога компании Алексея Смирнова. Расходы потом взыщут с владельца корабля», - рассказал директор заповедника Игорь Калмыков.
Теплоход (типа «Ярославец») весит почти 30 тонн, а каркас длиной 21 метр. Его нужно было извелечь на свет, не потревожив грунта на дне.
«Было запрещено размытие и перемещение, образование отходов в процессе работ, развертывание лагеря и какие-либо работы на берегу, в том числе из соображений безопасности - медведи, гуляющие по берегу, непредсказуемы. Захламление акватории и берега тоже было недопустимо, и по окончании каждой рабочей смены производилась тщательная уборка», - рассказал Роман Воробьев.
Водолазам приходилось работать при температуре воды всего девять градусов. На этой глубине уже темно, как в космосе. А если еще потревожить ил, то вода мгновенно становится нулевой видимости.
Назад к свету
Теплоход поднимали с помощью системы строп и судоподъемных понтонов. Всего было использовано 10 понтонов общей грузоподъемностью 70 тонн. Все оборудование было рассчитано с многократным запасом прочности. После закрепления понтонов начали подавать воздух, и через несколько часов теплоход постепенно начал подниматься из воды после 27 лет покоя.
«К чести отечественного судостроения, надо сказать, что после осушения корпуса судна герметизации не потребовалось, металл корпуса хоть и пострадал от коррозии, но выдержал экстремальное испытание временем под водой. Течей обнаружено не было, после откачки воды проблем с плавучестью и остойчивостью тоже», - рассказывает о деталях операции дайвер Роман Воробьев.
После завершения теплоход по воде отбуксировали к поселку - хоть и на понтонах, но тот еще сохранил плавучесть. К сожалению, восстановить судно невозможно, но, по крайне мере, оно больше не угрожает Телецкому озеру.
Загадки Алтын Кель
Удивительно, но в этом году Алтын Кель (тюркское название Телецкого озера) уже второй раз отдает из своей «утробы» принадлежащие ей сокровища. Недавно всплыл хвост четырехместного самолета, потерпевшего крушение 14 августа 2006 года. А спустя 14 лет был обнаружен его фрагмент.
Тогда погибли 40-летний пилот Иван Примеров, его 14-летняя дочь Екатерина и 25-летний сын владельца самолета Бориса Карпова Артем. Тело последнего было обнаружено практически сразу. Остальных искали более десяти дней, но безрезультатно.
По алтайским легендам, в глубинах озера покоится целое войско – они стоят во тьме ледяной воды, облаченные в латы и не истлевшие – сотни лет их хранит холод Телецкого озера.