Предприниматель Нодар Шония купил здание Речного вокзала и участок земли у Оби, сообщают источники "Толка". По непроверенным данным, что сумма следки "дотянулась" до полумиллиарда рублей. Очевидно, что инвестор планирует построить там новый объект. "Толк" узнал подробности и спросил архитекторов Барнаула, как грамотно распорядиться этим местом.
Верните Речной для прогулок
Территория около Речного вокзала, по сути, вычеркнута из городской жизни. Когда-то здесь пытались устроить досуг: работали кафе и ресторан, аттракционы для детей. Но уровень обслуживания служил магнитом для маргинальной общественности.
«Территория Речного требует изменений, - говорит руководитель проектной мастерской «Архи-групп» Андрей Суртаев. – Я там уже лет 10 не был после того, как сводил туда погулять друзей из Москвы. Стыдно стало и им, и мне. Если это место не застраивать, так и будет. И дети наши туда не пойдут. Будем надеяться, что новый собственник преобразует данный участок в лучшую сторону».
Попытки были. В 2015 году компания «Прогресс-Н» («дочка» ГК «Сибирия») представила проект застройки территории. Но критики заявили, что он лишает горожан набережной и от идеи строительства отказались.
Позже здание Речного вокзала и прилегающая территория было в собственности компании «Талтек». Ее руководство не исключали строительства гостиницы или крупного жилого комплекса с административными помещениями. Но окончательной концепции предприниматели так и не озвучили.
Пока рано говорить
Предприниматель Нодар Шония пока не комментирует сделку по покупке Речного вокзала, а также свои планы на участок. «Более подробно на эту тему мы сможем поговорить в начале следующего года», - отметил предприниматель.
Тему уже обсуждают в профессиональном сообществе архитекторов, ведь место предстоящей реновации уникально.
Идеи и советы
Андрей Суртаев, руководитель проектной мастерской «Архи-групп»:
«Без разницы, что там будут строить, если собственник сохранит общественную функцию места и выход к реке.Ябы построил жилой комплекс с большой общественной функцией, которой еще нет аналогов в нашем городе, и набережной. Тогда это место реально привести в порядок и поддерживать в ухоженном состоянии. Иначе будет как сейчас еще лет 100.
Так как территории у Речного вокзала мало, чтобы оставить общественную функцию нужно уменьшить пятно застройки.Приэтом инвестору придется заложить достаточное количество квадратных метров на продажу. За счет этого он сможет благоустроить набережную и сделать хороший проект. А коли предполагается высокое здание, то и фасады должны быть современные.Я бы этажей до 50 «посадил» и в этом случае, такой проект будет первым за Уралом».
Алексей Квасов, свободный архитектор:
«Думаю, что на месте Речного вокзала должно быть общественное здание или комплекс зданий общественного назначения с развитой досуговой, развлекательной и деловой функцией. Это могут быть гостиница или конгресс-центр с предприятиями питания и зоной выставочных залов. Они создадут мультипликативный эффект по привлечению людей, которые будут проводить досуг, тратить деньги, общаться с рекой.
Другой возможности устроить спуск к Оби у города уже не будет. Несколько лет назад мы получили набережную напротив Нагорного парка, но на самом деле самые капиталоемкие работы провели еще лет 20 назад, года строили Новый мост и сделали террасирование этой части берега. Сейчас о таких инвестициях можно и не мечтать.
Новый объект должен быть интегрирован в общественную жизнь города, создав точку притяжения и новое лицо города. Да, на верхних этажах могут появиться несколько апартаментов, но ставить здесь полноценные жилые дома не стоит.
Тем более не следует объединить жилую функцию с объемной общественно-деловой. Это потребует дополнительных затрат от инвестора, например, на строительство технических этажей, отсекающих одну функцию от другой. В современных экономических условиях приведет к бедности архитектуры».
Александр Деринг, руководитель мастерской «Классика»:
«Высотное жилье вместо Речного вокзала градостроительно не должно быть. Это может быть общественно-деловой центр, может быть гостиница. И в любом случае это не должна быть высотка, которая перекроет вид на город со стороны Оби. То есть этажность должна быть умеренной.
Я там вижу «белую», «светлую» архитектуру сродни модерновому решению Речного вокзала. Потому что там такой мощны природный фактор: есть Объ, живописные дали. Там не нужно делать что-то вычурного, тем более стилизоваться под классику или другой историзм. Решения должны быть проще и «легче»».
Михаил Шмидт, руководитель персональной творческой мастерской «М-АРТ»:
«На месте Речного вокзала и рядом с ним могут быть любые объекты. В том числе Генеральный план развития города позволяет строить многоэтажные жилые дома. При этом интересы горожан не будут ущемлены, потому что сама набережная и спуск к воде не относится к пятну застройки.
Это нормальная общемировая практика. Чтобы запускать речные суда, не нужно здания вокзала с местами ожидания и камерами хранения багажа. Достаточно причалов.
Наша мастерская уже прорабатывала проект комплекса с жилыми высотками и общественно-деловым зданием. При этом предлагался проект обустройства общественной набережной – продление променада до уже построенного участка».
Петр Анисифоров, заслуженный архитектор России, руководитель мастерской:
«Для этого места уже разработано множество проектов, но новый, безусловно, должен учитывать современные условия, потребности горожан и инвестора. Это не простое место: это створ пр. Ленина и выход пассажиров к воде. Я бы сохранил, например, здание Речного вокзала, потому что оно крепкое и еще долго послужит. И потом, его функция до сих пор актуальна».
В беседе с «Толком» архитекторы отмечали, что территория Речного вокзала – эта часть города в целом. Барнаулу не хватает продуманного плана развития и мер, которые бы привели к реализации намеченного.
Так архитектор Алексей Квасов напомнил, что в планах у города, например, строительство Обского бульвара с выходом к реке, освоением острова Побочень и строительством протяженной набережной – почти от старого моста через Объ к новому.
«Кто был в Красноярске, наверняка гулял по их протяженной набережной вдоль Енисея. Ее застройка преимущественно общественно-деловая, а жилье – это лишь небольшие фрагменты. Там оно оправдано. Для Барнаула прорабатываются множество подобных решений, в том числе выпускниками института Архитектуры и дизайна. Идей много, только реализовать их крайне сложно», - говорит архитектор.
Кирилл Храбрых, архитектор из известной архитектурной династии г. Барнаула:
«В прошлом привлекательное здание Речного вокзала утратило свою основную функцию и актуальность.У площади, у набережной и города появился новый масштаб. Существующее здание речного вокзала занимает ключевое место на площади Баварина и при этом несет минимум смысловой нагрузки.
На этом месте может быть новый архитектурный символ города, который будет работать как на внешний силуэт, так и для внутреннего пространства города, задавая новый архитектурный масштаб.
Новое здание наполнит пространство новыми свойствами и новой функциональностью, привлечет потоки людей к площади и набережной, продолжительность которой можно будет увеличить. При этом мне бы хотелось, чтобы сохранились вид с моста на город, а также сохраниласьпрогулочная набережная в этой зоне».