Очень тяжело даже просто слушать истории, за которыми стоят жизни и страдания детей, только познающих мир и столкнувшихся с его самой страшной стороной – болезнями, порой неизлечимыми. Но несравнимо тяжелее отдаваться этому как делу жизни.
В гостях у «АиФ-Алтай» председатель Алтайского краевого отделения Российского детского фонда Оксана Овчинникова, у которой не только сострадать, но и помогать – ежедневный труд.
Благотворителям – спасибо
Илья Петров, «АиФ-Алтай»: Оксана Николаевна, насколько отзывчивы были в прошлом году благотворители?
Оксана Овчинникова: Вместе с энергетической компанией мы закупили на полтора миллиона рублей антиковидных подушек и отправили их в ковидные госпитали края.
Уже третий год сотрудничаем с барнаульским производственным предприятием по закупу инсулиновых помп для детей, больных диабетом. Это не просто полумера, а возможность ребёнку вести почти полноценную жизнь: без боли, страданий и страха.
Пользуясь случаем, хотелось бы выразить благодарность и другим нашим крупным благотворителям: региональной торговой сети, пивоваренному заводу, московской фармацевтической компании, которая никак не взаимодействует с регионом, это была исключительно благотворительность тяжелобольным детям.
Не могу не назвать и простых людей, которые ежемесячно по зову сердца перечисляют пусть небольшие, но регулярные деньги. Несколько лет приходит помощь от пенсионерки из Барнаула Веры Кузьминичны Лыковой, которая вместе с единомышленниками пересылает деньги в Детский фонд. В 2021 году, к примеру, в итоге получилась существенная сумма – 30 тысяч рублей!
Про ребёнка просто забыли
– Марафон «Поддержим ребёнка» по-прежнему в повестке дня?
– Да, у нас, напомню, два основных направления. Первое – это поддержка детей с определёнными заболеваниями. Например, целиакия – непереносимость глютена. В крае 116 таких детей. При этом они не являются инвалидами, а, соответственно, не получают государственных выплат. Килограмм качественной безглютеновой муки – 500 рублей. Далеко не каждая семья может себе это позволить. Поэтому марафон взял на себя эту задачу, и уже не первый год мы закупаем годовой запас муки лучших мировых стандартов всем 116 детям. И в течение года ребёнок питается полноценно и разнообразно: блинчики, оладушки, пельмешки и пр. Мы поддержали также детей с фенилкетонурией, ещё более серьёзным заболеванием из-за непереносимости не только глютена, но и белка. Муковисцидоз, детский церебральный паралич, диабет…
Второе направление – это адресная помощь детям. Вот три истории ребятишек, которым мы помогли в 2021 году.
Виктория – девочка, которая пострадала на батуте. Громкая история: батут поднялся в воздух, ребёнок перелетел через ограждение выше человеческого роста и упал на трамвайные рельсы.
Вику госпитализировали в реанимацию в крайне тяжёлом состоянии (речь шла о её жизни, врачи не давали никаких прогнозов). Дело в том, что мама находится в декретном отпуске с младенцем на руках. Папа – индивидуальный предприниматель – в тот же день (!) получил на работе очень серьёзную травму руки. Отец без работы и заказов, мама в декрете, они остались без средств к существованию. К тому же живут в съёмном жильё: не заплатил – на выход. И тогда мы объявили денежный сбор.
Марк до 16 лет жил с пьющей мамой, и ряд ведомств, которые должны были его контролировать (у него ДЦП), просто-напросто… про него забыли. Ребёнок, оставшись один на несколько дней, выполз на улицу раздетый и голодный. Благо соседи забили тревогу. Мы подключились к этой истории в самом конце, когда его нужно было забрать из детского дома (бабушка оформила над ним опекунство). В жилье у бабушки сделали ремонт, оборудовали под Марка, потому что он колясочник.
…Ксения родилась с двухсторонней тугоухостью 3–4 степени, пограничной с глухотой. Ребёнок в полтора года не слышал никаких звуков, в том числе и голоса мамы. Это можно назвать чудом: когда ей подключили слуховой аппарат, она сначала не поняла, что такое речь. Для неё это совершенно новые ощущения, поэтому, даже не понимая, что к ней обращается мама, она, слыша эти звуки, заулыбалась, было видно, что это ей очень приятно.
В гости к людям-лебедям
– Что запомнилось, прежде всего, из других проектов?
– Замечательный проект «Большая семья Алтая»: национальные культуры и традиции, истории народов края. В нём приняли участие воспитанники детского туберкулёзного санатория. Мы начали реализацию проекта 9 Мая и закончили в декабре.
Проект включал в себя не только мастер-классы, встречи с людьми, национальные праздники, но и незабываемые путешествия. Например, съездили в Красногорский район, в центр кумандинской культуры. Там у ребят была возможность познакомиться с традициями удивительного народа – кумандинцев, людей-лебедей («ку» на кумандинском – лебедь. – Прим. ред.). Они участвовали в обрядовых праздниках, в частности, нам показали свадебное торжество. Причём роль невесты играла девочка из старшей группы санатория. Попробовали национальные свадебные блюда. Кроме того, нас познакомили с различными играми: для охотников, рукодельниц.
Вообще старались провести неформальные мероприятия, чтобы дети получили максимум удовольствия от таких поездок, например, побывали на страусиной ферме в пригороде Барнаула, провели там славянский праздник, попробовали блюда.
Суть работы – помогать детям
– Каждый год вы исполняете новогодние мечты от подопечных на «Ёлке желаний». Что было интересного на этот раз?
– Стараемся, чтобы желания у ребят были волшебными, интересные не только им, но и тем, кто их выполняет. Например, Вика, о которой говорилось выше, мечтала о том, чтобы её поздравила Эльза из «Холодного сердца» (Одна из героинь популярного полнометражного мультфильма. – Прим. ред.). Конечно, желание осуществилось, и не только Эльза, но и другие герои мультфильма пришли к ней на Новый год. Она им рассказала стихотворение, ей вручили праздничный подарок.
В этом году и меня пригласили присоединиться к акции и снять шарик с мечтой ребёнка. 15-летняя Арина, несколько лет назад столкнувшаяся с онкологией, пожелала, чтобы на Новый год её поздравил… Сергей Горошко (молодой популярный актёр кино, блогер. – Прим. ред.). Помогла теория шести рукопожатий: через людей, каким-то образом причастных к искусству, удалось выйти на него, сбросили сотовый телефон, определили время… Они общались в течение целого часа.
– Откуда вы черпаете силы работать, чтобы не впасть в отчаяние, в ежедневном режиме встречаясь со страданиями детей?
– Силы, конечно, не беспредельны, как и нервы: бывает и отчаяние, но берёшь себя в руки. В этом суть нашей работы – помогать детям. Кто, если не мы? Это наглядно иллюстрируют две новогодние, но отнюдь не праздничные истории.
30 декабря я говорю: девочки, вот всё вроде бы сделали, работаем до обеда и по домам, готовиться к празднику. Потому что ни у кого не куплены подарки и продукты, не наряжены ёлки, не убраны квартиры, то есть вообще к Новому году не готовы никак.
Обед. Открывается дверь, заходят женщина с годовалым ребёнком в коляске и, видимо, её муж. По их виду мы понимаем, что никуда мы уже не едем и все магазины с подарками – уже точно это не про нас. Начинаем разговаривать. Молодая семья, женщина – на девятом месяце беременности, ребёнку чуть больше года. Им некуда идти, у них нет денег, уже неделю сидят на дошираке, замёрзли, у молодого папы (чуть постарше моего сына) даже нет рукавиц. Ну и всё: мы занимаемся ими, по новогодним пробкам ездим, устраиваем их в приюты. Вот так мы готовились к Новому году.
…Второе января. В Табунском районе у многодетной семьи – пять детей, старшему – восемь лет, младшему – 10 месяцев – полностью выгорает дом. Без крыши над головой, без мебели, одежды, обуви, продуктов. Вместе с благотворительной организацией «Много деток – хорошо!» отправляем им продуктовые наборы, открываем сбор денежных средств, помогаем финансово. Мы же понимаем, что им некуда идти: администрации и госучреждения, от местных до районных, закрыты – все же на праздниках, даже справку о пожаре некому выдать.
Вот так заканчивался наш старый и начинался Новый год, и дальше вряд ли будет легче…