Их руки и головы пригодятся. На Алтае остановили плановую медпомощь

В Алтайском крае сохраняется напряженная ситуация с заболеваемостью коронавирусом. Больше недели ежесуточный прирост зараженных превышает 200 человек. В разы выросле число больных ОРВИ. Власти региона остановили плановую медпомощь, оставив только тяжелые болезни и экстренные случаи. Высвободившиеся резервы врачей пустят на борьбу с ковидом. 

   
   

Рецепты и консультации по телефону

При этом переболело меньше одного процента населения края, но ситуация близка к панике: в поликлинику не пробиться, «скорые» едут сутки, медики болеют, растет смертность. Система здравоохранения работает под колоссальными нагрузками. Больницы закрывают и перепрофилируют под ковидные госпитали. С инициативой ввести особый режим выступил краевой Минздрав. 

«Мы видим интенсивные обращения и по неотложке – люди нуждаются в помощи на дому. Мы не сталкивались с таким объемом обращений к медпомощи никогда. Чтобы мобилизовать всю систему, помочь первичному звену осуществлять неотложные вызовы, необходимо привлечь и специалистов по другим направлениям, работающих сегодня в поликлиниках», – пояснил министр здравоохранения Дмитрий Попов. 

Он предложил на время отказаться от диспансеризации, профосмотров, плановых приемов. Это поможет участковым, терапевтам и медсестрам. Идею одобрила руководитель регуправления Роспотребнадзора Ирина Пащенко: «Если в госучреждениях приостановят плановую медпомощь, то произойдет высвобождение медицинских работников и минимизация контактов. Наша позиция совпадает с позицией Минздрава». 

Руководители барнаульских поликлиник подтверждают: нагрузка на участковых колоссальная. Заведующая вторым терапевтическим отделением поликлиники № 9 Барнаула Ирина Володина рассказала, что сейчас терапевты при норме 25 пациентов в день принимают до 90 человек с симптомами ОРВИ.

«Количество терапевтов сильно сократилось, но при этом количество приемов увеличилось кратно, – соглашается с коллегой главврач барнаульских поликлиник № 7 и № 14 Дмитрий Денисов. – И это все пациенты с симптоматикой ОРВИ. Остальной прием я физически не могу обслужить. Нам уже пришлось ограничить плановую помощь, мы ее перевели в дистанционный формат, стали выписывать электронные рецепты, чтобы пациенты с хроническими заболеваниями оставались дома, потому что у них максимальный риск тяжело переболеть данным заболеванием. В том числе увеличилось и число обращений в колл-центры, потому что пациентам не хватает информации, они не понимают, что им делать». 

   
   

Онкобольных и сердечников не оставят

Власти сразу оговариваются, что новый порядок предполагает переформатирование не всех сфер медицины. В полном объеме сохраняют плановую медпомощь онкобольным и пациентам с острыми сердечно-сосудистыми заболеваниями. Также, конечно, остается экстренная помощь. Министр здравоохранения рассказал, что в крупных стационарах крупных медучреждений сформировали отделения, которые занимаются профильными больными, инфицированными COVID-19. К примеру, несколько десятков ковидных коек есть в кардиодиспансере, больнице скорой помощи для пациентов хирургического и травматологического профиля, в краевой клинической больнице. Частные клиники обещают не трогать. В них прием пациентов при соблюдении всех санитарных норм разрешат продолжать. 

Губернатор Виктор Томенко поручил Минздраву подготовить документы и не пугать население. Чтобы не было паники и недовольства, людям нужно все четко и понятно объяснить. 

«Очень важно донести главную мысль, что без медпомощи, помимо тех, кто болеет COVID-19, ОРВИ, гриппом и прочими похожими заболеваниями, у нас люди не остаются. Если ситуация требует какого-то медицинского вмешательства по болевому синдрому, по опасности развития текущего заболевания, эта помощь будет оказана совершенно точно», – заверил глава региона.

Комментарий
Валерий Шевченко, главный инфекционист Алтайского края: «Количество среднетяжелых и тяжелых пациентов увеличилось за десять дней на 40%. Характер пациентов с коронавирусом изменился. За последнее время большая часть — среднетяжелые и тяжелые. Это пациенты, которые требуют, помимо пульмонолога и инфекциониста, участия еще и узких специалистов. А эти специалисты сейчас заняты оказанием плановой помощи. Их руки и головы нашим пациентам пригодятся».