Герб – знак правовой. В Барнауле обсуждают изменение официального символа

Недавно журналисты городской газеты провели на улицах краевого центра экспресс-опрос. На вопрос: «Что изображено на гербе Барнаула?» – без раздумий ответила лишь одна женщина: «В верхней части – скачущий конь, в нижней – сереброплавильная печь».

   
   

Еще три-четыре человека не слишком уверенно сказали только про коня. Остальные респонденты либо честно признавались, что не помнят – не знают, либо «попали пальцем в небо». К примеру, были такие ответы: «Олень», «Лисички, собачки»…

При этом тема необходимости изменения герба Барнаула, громко зазвучавшая в последнее время (см. «АиФ-Алтай», № 31, «Особенности геральдики». – Ред.), «задела» многих горожан. Как в ходе заседания «Диалог-Центра», прошедшего на прошлой неделе в администрации города, заметила председатель Барнаульской городской Думы Галина Буевич, «далеко не все рады каким-то изменениям в силу традиционной консервативности большинства». Но в ряду реакций барнаульцев есть и раздраженное недоумение («А других-то злободневных проблем у нас не осталось?»), и предложения (и чего только не предлагают изобразить на гербе краевого центра!). Объясняем, что, зачем, как.

История вопроса

Герб Барнаулу даровал император Николай I в 1846 году. На нем  изображен бегущий серебряный конь (обозначение принадлежности к Томской губернии) и сереброплавильная печь (знак горного города, коих в Российской империи было всего два – Екатеринбург и Барнаул). И с тех пор – 175 лет минуло – герб не менялся!

«В годы советской власти на геральдику совсем не обращали внимания, но каждый город, в том числе и Барнаул, выпускал значки и сувенирную продукцию с большим разнообразием представителей животного мира, – рассказывает доктор исторических наук, профессор Валерий Скубневский. – Не миновала сия чаша и нашего города, на якобы гербах изображались олени, медведи с бочонками меда, мало того, было и здание «Под  шпилем», и заводские трубы (не отсюда ли вариативность ответов опрошенных горожан? – Авт.). Интерес к геральдике возродился в новейшей истории России, хотя жестких требований к срокам приведения гербов в соответствие до последнего времени не было. Геральдическая служба появилась в 1992 году, но была еще в стадии зарождения, и других задач было больше. Пришло время, изменился подход к гербам краев, областей, административных центров».

Согласно современным требованиям к официальному статусу символики регионов и муниципалитетов, символы должны быть утверждены органами власти или местного самоуправления и включены в Государственный геральдический регистр РФ (его ведет Геральдический совет при Президенте РФ). В СФО на сегодня окончательный официальный статус имеют гербы Омска, Красноярска, Горно-Алтайска, Иркутска, Новосибирска, Кемерова, Кызыла, Улан-Удэ и Абакана. Заметим, что в столице бывшей Томской губернии герб  не утвержден. С 1804 года на его щите  размещен серебряный конь, но современные томичи  никак не могут договориться, «зафиксировать» его скачущим или  вставшим на дыбы…

На протяжении последних почти двух десятков лет администрация Барнаула не оставляла попыток «согласовать» герб. По словам заместителя председателя городского комитета общественных связей и безопасности Антона Целевича, обсуждалась масса предложений, накопились «килограммы деловой переписки». После того как полпред Президента РФ в 2019 году поставил конкретные сроки «узаконивания» государственной символики регионов и их столиц, мэрия в очередной раз обратилась в Геральдический совет, получив категорический ответ, что в существующем виде он зарегистрирован быть не может. Стоит отметить, что у Барнаула, помимо «внешних требований», есть и «личные» причины уже не затягивать решение вопроса. Первая из них – в связи с присвоением почетного звания «Город трудовой доблести» предстоит установка специальной стелы, на которой должны изобразить официальный герб.

   
   

«Конь давно ускакал»

Напомним, главная претензия геральдистов к нашему правовому знаку – а именно им является герб – изображение коня. Столица Алтайского края  давным-давно отделена от Томской губернии. Как иронично заметил историк Скубневский, конь давно ускакал.

Убрав животное, городу также рекомендовано изменить цветовое решение герба и повысить его общий художественный уровень. При этом Государственный герольдмейстер России Георгий Вилинбахов считает, что Барнаулу не стоит «мудрствовать»: сама по себе сереброплавильная печь – достаточное изображение для герба, отражающее промышленное зарождение и развитие города. Это мнение разделяет и большинство из краевого профессионального сообщества.

Тут вот что еще важно. Как поясняет действительный член Всероссийского геральдического общества, председатель Алтайского отделения «Сибирской геральдической комиссии» Сергей Чеков, правовой базой регулируется и «высший» Геральдический совет оценивает лишь изображение на щите герба (а сам щит считается малым гербом). Но Барнаул, как столица региона, имеет право на щитодержатели (фигуры, поддерживающие щит), а тут жестких требований нет. «Если барнаульцы так привязаны к серебряному коню на историческом гербе, его можно вынести за поле щита и сделать с двух сторон в качестве щитодержателей», – считает Чеков. А можно обсуждать, к примеру, фигуры горных инженеров («первопоселенцев»), или медведей (если это уже неформальный символ Барнаула), или другие варианты.

Фото: Администрация Барнаула

Наряду со щитодержателем на среднем гербе Барнаула может быть и пятиконечная корона. «Никакого отношения к царям она не имеет, – подчеркивает Чеков.– Корона о пяти зубцах с лавровым венком – это статус любого административного центра, разработанный Геральдическим советом при Президенте РФ в 2002 году». Также герб может быть обрамлен лентой награды, имеющейся у города (для Барнаула это орден Октябрьской революции).

Наряду с малым и средним будет разработан и третий вариант городского герба – парадный, для использования на торжественных мероприятиях. Но перво-наперво нужно определиться с «базовым вариантом», малым гербом.

От дискуссий – к делу

Участники упомянутого круглого стола предложили поставить точку в дебатах вокруг изменений герба города как таковых (иначе им конца-края не будет). Прислушиваться к мнению горожан необходимо, подчеркнул заместитель главы Барнаула Юрий Еремеев, но все-таки «по всем важным вопросам городской жизни нужно обращаться к профессионалам, опираться при принятии решений на их мнение».

Согласно плану, утвержденному главой города Вячеславом Франком, в сентябре группой барнаульских геральдистов под руководством Сергея Чекова должны быть разработаны эскизы (проекты) обновленного городского герба. Они будут рассмотрены на заседании Общественной палаты Барнаула, на других общественных площадках, а также депутатами Гордумы, после чего отправлены на предварительную экспертизу и согласование в Москву. Потом все необходимые решения должны будет утвердить БГД, и лишь затем, к концу года, весь пакет документов будет вновь отправлен для окончательной регистрации в Геральдический совет.

Многих барнаульцев интересует, во что обойдется такое изменение государственной символики? По словам Антона Целевича, подготовку эскизов специалисты ведут в рамках общественной работы и своих профессиональных интересов. И никакие этапы официального принятия герба дополнительных расходов не требуют. Юрий Еремеев добавляет, что единовременной замены изображений герба в тех учреждениях и  организациях, где они есть сегодня, не будет. В принципе будет предусмотрен переходный период, когда можно будет одновременно использовать и старую, и новую символику.

Важно
По утверждению Сергея Чекова, в геральдике главное – описание герба, а не его рисунок. И оно должно быть таким выверенным, простым и геральдически правильным, чтобы, прочтя текст, можно было его зримо увидеть. И Геральдический совет в первую очередь изучает описание, а потом смотрит на эскизы в приложении. «Нарисовать картинку может любой, но вложить в нее сакральный смысл – не каждый», – подчеркивает специалист.