Уметь читать – мало. Психолог рассказал, как подготовить ребенка к школе

Готовность к первому классу определяется не только по умственному развитию. © / Галина Макарьева / АиФ

Остается пара недель до начала нового учебного года. Что определяет готовность ребенка идти в первый класс, как настроить его на учебу и что делать, если он не хочет идти в школу, рассказала Татьяна Гашке, медицинский психолог высшей категории детской городской поликлиники №9 в Барнауле.

   
   

Фундамент успешности в школе

Часто смышленого детсадовца могут отправлять в школу, потому что он уже умеет читать, считать, а иногда и писать. Но готовность к первому классу определяется не только по умственному развитию.

«С 5-6 лет у ребенка начинается формироваться эмоционально-волевая сфера – это фундамент успешности обучения в школе. Она включает саморегуляцию, контроль, организованность, мотивацию. Также готовность ребенка к школе определяется по его работоспособности, кругозору, уровню развития памяти, внимания, мышления, восприятия, способности к общению со сверстниками и учителями», – рассказывает Татьяна Гашке.

Когда ребенок «недозрел» до школы, он не будет успевать за темпом в классе и не сможет так успешно справляться с заданиями, как одноклассниками. От этого может страдать самооценка, появляться раздражительность и обидчивость. Если родитель сам не может определить, готово чадо к школе или нет, можно пройти специальную психологическую диагностику у школьного психолога или у медицинского психолога в поликлинике по месту жительства.

Кстати
В России детей принимаю в первый класс в возрасте от 6,5 до 8 лет. По заявлению родителей учредитель образовательной организации может разрешить прием ребенка в более раннем или более позднем возрасте.

Чтобы снизить стресс у первоклашки перед новым этапом жизни, психолог советует родителям заранее ознакомить ребенка с маршрутом в школу, выучить с ним домашний адрес и телефон.

Главное – высыпаться

Строгий режим и появление новых обязанностей с началом учебного года – большой стресс не только для первоклассников, но и для учеников старших классов. Психолог советует первым делом наладить режим, ведь если ребенок не будет высыпаться, ему сложно будет справляться с нарастающими нагрузками.

   
   

Чем раньше начать выстраивать режим – тем лучше. Нужно не только пораньше начинать ложиться, но и раньше вставать. Психолог отмечает, что для детей очень важно, как их будят. Вместе с ребенком можно выбрать приятную ему мелодию и спросить, что бы он хотел съесть на завтрак. А определить круг обязанностей в новом учебном году поможет составленный вместе стенд.

«На стенде можно расписать правила поведения, обязанности в школе и дома. Составить расписание и распорядок дня. Так, во-первых, взрослым не придется постоянно напоминать об этом, а, во-вторых, это даст ребенку почувствовать себя более самостоятельным», – говорит Татьяна Гашке.

Ребенок не хочет в школу – что делать?

Если ребенок уже не первоклассник и к школе испытывает только отвращение, психолог рекомендует первым делом определить причину. Дело может быть вовсе не в учебе, а в конфликтах с одноклассниками или неприязнь к учителю.

«Также у ребенка может быть синдром дефицита внимания и гиперактивности. Такие дети сталкиваются с трудности контроля, саморегуляции. Они чрезмерно подвижны, импульсивны, им контролировать свое поведение. В таких случаях лучше обратиться за помощью к специалистам», – отмечает эксперт.

Психолог советует увеличивать нагрузку постепенно. Первый 2-3 недели сентября лучше дать ребенку адаптироваться к новому учебному году и не нагружать его дополнительными секциями.

«Самое важное – стараться поддерживать ребенка, интересоваться в целом его жизнью, а не только оценками. Спрашивать, что интересного он узнал, что понравилось, а что нет, окружить заботой и вниманием».