В бийской школе № 20 уже пятый год мальчишки и девчонки учатся в разделенных по гендерному признаку классах. Система, у которой изначально было много противников, показала ошеломляющий результат - дети стали учиться лучше. Как преподают в раздельных классах, почему мальчики - исследователи, а девочки - лучшие исполнители, корреспонденту «АиФ-Алтай» рассказала директор учебного заведения Олеся Сторожук.
Опыт коллег
Роман Алексеев, «АиФ-Алтай»: Олеся Анатольевна, как вышло, что в вашей школе начался этот эксперимент?
– Расскажите про успеваемость, действительно ли она повысилась?
– Говорить об эффективности и утверждать, что только такой способ обучения правильный, – неверно. Мы больше рассматриваем психологическую среду, в первую очередь, это комфорт. У нас был опыт с семьей, в которой три мальчика учатся в нашей школе. Два мальчика в раздельно-параллельных классах, а старший – в смешанном. Когда он шел в первый класс, еще не было гендерных классов. У старшего мальчика случилась влюбленность во втором классе. Это привело к тому, что он стеснялся отвечать на уроках устно – видел девочку и просто молчал. Это компенсировалось только к пятому классу. В раздельных классах такого нет, поэтому дети легче адаптируются, более открыты. На примере нашей школы мы даже наблюдаем снижение заболеваемости ребятишек по сравнению со смешанными классами. Возможно, это просто стечение обстоятельств, и период для наблюдения еще небольшой, чтобы делать общие выводы. Что касается успеваемости, то дети в раздельных классах учатся действительно лучше. Успеваемость выше в среднем на 10–20%. Причем девочки учатся лучше мальчиков. Также в раздельных классах больше ударников и отличников.
По интересам
– Как учат детей в раздельных классах?
– Программа обучения одинаковая, разница только в построении урока, исходя из особенностей мальчиков и девочек. У мальчиков наибольший пик активности в начале и конце урока. Девочки медленнее раскачиваются, входят в работу, зато потом их не уймешь. Традиционный урок ближе к психологии девочек. Вообще, у мальчишек больше поисково-исследовательский подход, а девчонки хорошо справляются, если выполняют все по алгоритму, кроме того, они более добросовестные, а мальчиков надо постоянно заинтересовывать, ставить поисково-исследовательские задачи, они по натуре победители, поэтому и урок должен строиться исходя из этих параметров.
Например, мальчикам дают геометрические фигуры – из них они должны построить машинку – они находят такие необычные решения, что только удивляешься. А девочки более эмоциональные, любят смаковать детали. Представьте, в третьем классе начинается урок математики – к девочкам пришла дюймовочка или пушистый котенок, он мурлыкает, мы его любим. Мальчикам это все безразлично, а вот роботы или машины-амфибии могут их увлечь. Ну и, конечно, организовать внеклассные занятия намного проще. У девочек в раздельных классах вместе с родителями мы проводим уроки, учим фотографировать или делать прически, договорились с рестораном, чтобы там провести урок – научить сервировать. Мальчикам это никогда не будет интересно, их мы ведем в пожарную часть – это такой был восторг, еле увели потом.
Про воспитание
– Кто у вас преподает в раздельных классах? По идее, для мальчишек это должны делать мужчины, а для девчонок – женщины.
– Как бы вы охарактеризовали современных детей в сравнении, скажем, с советскими школьниками?
– Современные дети менее мотивированы. Это при том, что сейчас у них есть масса возможностей получать информацию. Мы проводили опрос в школе. Только 10% школьников использовали интернет для поиска информации, остальные исключительно в качестве средства общения и онлайн-игр. Кроме того, изменились ценности, если раньше дети мечтали стать космонавтами, летчиками, то сейчас герои нашего времени – часто бесталанные певцы и шоумены. Дети стали меньше общаться в реальности. Вспомните, если вы пропустили урок, то раньше в первую очередь бежали к подружке или другу, чтобы узнать домашку, сейчас все можно посмотреть онлайн, не выходя из дома.