Дома лучше. Почему жителей Барнаула не устраивает школьное образование

Заседание дискуссионного клуба «Точка зрения» в Сибирской медиагруппе. © / Виталий Барабаш / АиФ

6 сентября в Сибирской медиагруппе прошло заседание дискуссионного клуба «Точка зрения», на котором рассматривались проблемы и перспективы школьного образования. В мероприятии в частности приняли участие  родители, чьи дети перешли на формат семейного обучения. Они рассказали, что их не устроило в государственной системе образования и каковы результаты домашнего обучения.

   
   

Ольга Козодой, жительница Барнаула:

Ольга Козодой Фото: АиФ/ Виталий Барабаш

«В начальной школе программа была шикарной. Сын «щелкал» математику, как орешки. Претензии к школе у меня возникли после того, как нам сказали, что не смогут дать сыну ту программу, которая ему нужна, иначе все остальные в классе отстанут. А ребенку  нужна была олимпиадная математика. Из-за сильной нагрузки в школе у нас не было возможности нанять репетитора. Плюс к этому в пятом кассе началась чехарда с учителями.  Пришли педагоги сразу после института, которые толком ничего не знают и пишут с ошибками. Нам сказали – учителей нет, терпите…

Дома сын учился на одни пятерки. Плюс мы дополнительно смогли взять репетитора по математике и по английскому. Ребенок успешно сдал олимпиаду, догнал английский… Его уровень стал значительно выше, чем в школе. Отмечу, что сын занимается обучением сам. Я считаю, что образование – это зона ответственности ребенка. Он должен быть самостоятельным.

Свою младшую дочь с пятого класса я тоже однозначно заберу из обычной школы. Но так как ей требуется общение, то учиться будет не дома, а в частной школе. Там меньше учеников в классе, там не будет чехарды с учителями, и там моего ребенка будут уважать. Я знаю, что учителя в обычной школе зачастую не считаются с детьми. А для меня  главное, чтобы ребенок чувствовал себя человеком».

Елена Степанова, президент Алтайской краевой общественной организации поддержки семейного образования «Альтернатива»:

Елена Степанова Фото: АиФ/ Виталий Барабаш

«Я перевела своего сына сразу после первого класса. Ребенок - одаренный. Но попасть в школу для одаренных детей, которая находится в Москве, не удалось. В нашем классе было 33 человека на 35 квадратных метров. В таких условиях невозможно даже свободно дышать, а про развитие вообще речи не идет. 

   
   

У ребенка обязательно должна быть мотивация – это движение, развитие, это естественная потребность  детей. А когда мой ребенок начала двигаться вперед, его остановили и сказали: делай то, что тебе задали.  За год у моего сына просто-напросто отбили мотивацию. И мы получили послушного и социализированного ученика, который делал только то, что ему задавали.

Школа – это, по сути, фабрика. Детям говорят: вы будете сегодня делать то-то. Их вообще не спрашивают, что они на самом деле хотят делать. Сейчас, после перевода на домашнее обучение, мой ребенок учится с радостью и удовольствием и делает то, что ему нравится».

Жанна Михиенко Фото: АиФ/ Виталий Барабаш

Жанна Михиенко, жительница Барнаула:

«Моя дочь однажды оказалась на больничном и вынуждена была учиться дома. Мы заметили, что вернувшись в класс, она стала опережать по успеваемости других учеников. После эпидемии коронавируса мы однозначно убедились в эффективности домашнего обучения и перешли на него после седьмого касса.

Большие классы – это большая проблема для школы. В классе дочери было более 30 человек. Невозможно научить ребенка чему-то в таком коллективе. Только при очень жесткой дисциплине – все молчат, учитель говорит. Но должен быть диалог, ребенок должен высказывать и свою точку зрения. Однако школа просто не выносит альтернативного суждения, не учит ребенка размышлять. Я не считаю, что школьная программа плохая, однако вопрос в том, как она преподается. Учителя и дети перегружены, дается очень много заданий, при этом не расставляются приоритеты.

Плюсы семейного образования - это самостоятельность, возможность идти в индивидуальном темпе и графике. Однако все это организовать для ребенка должны родители. Я, например, занимаюсь с дочерью сама. Это, конечно, требует массу усилий, но у меня несколько образований, я сейчас учусь в аспирантуре, поэтому понимаю, как учат в школе».

На заседании дискуссионного клуба прозвучали и другие точки зрения по поводу школьного и семейного образования. Продолжение следует.