Мы – «буйные»
– Сергей Александрович, как наши автомобилисты попали на эти престижные гонки?
– Наверное, потому, что мы – самые «буйные» и больше всех мечтали об этом (смеется – прим. ред.). О самом меро- приятии в России знали давно. Мы шутим, что это занятие для миллионеров-пенсионеров, ведь на Западе ретроавтомобилями занимаются очень состоятельные люди: ремонтировать, содержать, хранить такие машины очень дорого. У нас же старые машины по дешевке покупают те, кто не может приобрести новые импортные…
Когда в 2010 году маршрут ралли проходил через Алтай, группа представителей нашей федерации встречала участников на границе с Монголией. Это было приятное удивление и для них – на ретромашинах приветствовали русские! – и для нас, потому что мы своими глазами увидели живую классику мирового автомобилестроения. А еще мы были удивлены, что люди в возрасте ездят по миру на старых авто и получают от этого удовольствие. Мы тогда разговаривали с одним из участников. Его фамилия Иванов. Эмигрант в третьем поколении с Украины. Он объездил на тот момент 30 стран на своем автомобиле!
Предложение поучаствовать в ралли нам поступило от организаторов. Более того: они предложили помочь найти спонсоров. И слово свое, кстати, сдержали. К тому же у нас завязались личные контакты с теми, кому мы тогда оказали техническую помощь. Например, помогали устроить сломавшиеся авто в мастерские. Для них откровением было, что мы не брали за это денег. Потом приятно было читать в блоге одного участника ралли, которому мы добровольно оказывали техническую помощь, такую запись: «Господин Путин не знает, каким богатством он обладает, – это его люди!».
Энтузиазм в помощь
– Откуда же вы взяли средства на это дорогое удовольствие? Вскладчину?
– Наш экипаж единственный, который будет участвовать в ралли от общественной организации. Да, едем вскладчину. Стоимость данного проекта немалая – порядка 4 млн рублей. Стартовый взнос заплатила краевая администрация. Мы убедили представителей власти, что во время ралли иностранцы будут видеть настоящую Россию, поймут, что у нас все не так плохо, как им представляется, что здесь есть что посмотреть… Остальные деньги искали сами. И кредиты пришлось брать, причем на себя как на физических лиц, потому что по законодательству общественным организациям кредиты не дают.
Основные затраты были связаны с тем, что нужно было найти автомобиль, отремонтировать, подготовить. Нам хорошо помогли друзья: кто-то ремонтировал агрегаты и узлы, кто-то распространял информацию, кто-то контактировал со спонсорами.
– Спонсоры охотно откликались?
– Нам помогли те, с кем мы работаем уже много лет. Новых партнеров, к сожалению, не смогли привлечь. Во-первых, сказывается, что руководство крупных компаний сидит в Москве, им наши проблемы чужды. Вот мы говорим, что Запад рассматривают Россию как придаток, а столица нашего Отечества точно также относится к нам, российским провинциалам. Во-вторых, у нас в стране немодно делать добрые дела. Той же информации коснись: фирма какая-то помогла, а написать об этом нельзя – нужно заплатить за размещение, тогда опубликуют. Откуда же у коммерческих фирм возникнет желание поддерживать такие вот проекты, будь они хоть трижды патриотическими?
– Опираетесь на друзей-единомышленников?
– Когда мы прокладывали российскую часть маршрута, ощутили, какая «волна» поддержки поднялась в сообществе автолюбителей страны. Всюду, где ралли пройдет по России, его участников ждут. Там везде эвакуаторы готовят, машины техподдержки, передвижные мастерские, информацию запускают, занимаются подготовкой закрытых парков, привлекают волонтеров-переводчиков…
Живая Россия
– Трудно было убедить организаторов ралли увеличить протяженность российской части маршрута?
– Нет, не сложно. Хотя они в какой-то степени еще боятся нашей страны. К застарелым стереотипам (медведи на улицах городов, бездорожье) добавился горький опыт ралли 1997 года, когда они довольно долго ехали по нашей стране. Столкнулись и с вымогательством, и с беспределом ГИБДД, и с бытовой неустроенностью. Поэтому у них был настрой максимально быстро пролететь Россию по федеральным дорогам. Хотя сами участники мечтают увидеть настоящую живую Россию.
Мы как организаторы российской части маршрута долго изучали возможные пути. Лично я четыре раза проходил весь маршрут по России – от Горного Алтая до Белгорода – разными дорогами. Учитывали дорожные условия, сервис, напряженность движения в летний период. Смотрели, на какой дороге красивые памятники архитектуры встречаются – церкви деревянные, исторические здания, деревушки живописные.
– А что именно хотят они увидеть?
– В прошлом году я устроил «показательный пробег» для одного из организаторов ралли. Ехали в том числе и в стороне от основных дорог. Поля красивейшие – подсолнухи, пшеница. А какие леса – конца краю не видно. Англичанин просто балдел от всего этого. Заехали в одну из глухих деревушек. Стоит дом-развалюха. А на крыше спутниковая антенна. Во дворе автопарк целый: разбитая «копейка», иномарка и бронетранспортер. Спрашиваем: зачем бронетранспортер? Говорят: осенью, зимой и весной здесь больше ни на чем не проедешь.
Для иностранца – гуманитарный шок. Конечно, мы не взяли ту дорогу для ралли. Рисковать не стали – вдруг дождь пройдет, а по требованиям соревнований все участки пути должны быть проходимыми. Но это происшествие англичанину понравилось! Контраст его впечатлил. Вот за этим – за живыми впечатлениями – они и едут.
Легенда автопрома
– Почему для участия в ралли был выбран «Москвич»?
– Это нам организаторы ралли предложили. Дело в том, что в 60-70-х годах эти машины пользовались невероятной популярностью на Западе. «Москвичи» участвовали в трансконтинентальных ралли Лондон-Сидней-Лондон-Мехико и без «техничек», без поддержки заводов, без опыта соревновательного, занимали призовые места, обыгрывая западные заводские команды с огромными бюджетами. Англичане эту «шпильку» от советского автопрома до сих пор помнят.
Да мы и сами знаем, что из всех наших ретроавтомобилей выдержать такой темп и такие нагрузки может только «Москвич». Он легкий, простой и в любой деревне на него море запчастей можно найти. А это важно, ведь маршрут большой, риск поломки велик.
– Сложно было готовить машину к соревнованиям?
– Трудно было найти зап- части заводского производства советского периода. Тогда ведь и технологии соблюдались более-менее, и металл был надежнее. Искали «в закромах Родины» – по гаражам у стариков: в эпоху дефицита многие автолюбители покупали детали про запас. Мы взяли три автомобиля-донора с запчастями советского производства.
– Выбор членов экипажа – не случаен?
– Конечно, нет. Боря Лыткин год провел под этой машиной! Знает каждый ее узелок, каждую детальку. К тому же он был тренером-испытателем на АвтоВАЗе, участвовал в спортивной команде завода. Имеет огромный опыт спортивной борьбы. Евгений Смирнов тоже участвовал и в ралли, и в автокроссах. По специальности он инженер автотранспорта. Первая его машина была тоже «Москвич», так что знает ее, как свои пять пальцев. Плюс психологическая совместимость у ребят, как у космонавтов, ведь они – друзья.
– У них есть шансы победить?
– Безусловно! Болейте за наших! Следить за перемещением нашего экипажа можно в режиме онлайн на сайтеwww.era-nt.ru.
Кстати
Ралли «Пекин-Париж» проводится с 1907 года. В этом году участие в пробеге примут 96 экипажей из 26 стран мира. До Парижа они должны добраться за 33 дня. Средняя скорость ретроавтомобилей будет составлять 110-120 км/ч (в том числе и на спецучастках). Средний возраст участников ралли – 50 лет, самому старшему автоспортсмену 84 года.
Представители нашего региона участвуют в группе «классические автомобили с объемом двигателя до 2 литров» под номером 61. Всего в этой группе 19 экипажей.
Смотрите также:
- Цветущая Россия. Фотограф из Барнаула хочет издать набор почтовых открыток →
- Наталья Ревакшина: Риелтору платят за спокойствие →
- Полжизни в небе! →