Полные результаты перемен в области начального общего образования станут известны в 2014 году, когда «пионеры» школьной «перестройки» закончат четвертый класс.
Но специалисты Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края заинтересованно следят за тем, как новый образовательный стандарт внедряется в школы и какие промежуточные результаты он показывает.
Опыт «пилотников»
С 2009 года 16 школ края работали в новом режиме, чтобы определить все риски, все трудности, которые могут возникнуть, когда образовательный стандарт в массовом порядке будет внедрен в школьную систему. В 2010 году на Алтае проходили апробацию уже 89 школ.
Их опыт показал, что перемены, которые несет с собой новый образовательный стандарт, очевидны. Во-первых, меняется отношение педагогов к работе.
Не в последнюю очередь из-за того, что существенно изменилась система оценок их труда, в том числе финансово-стимулирующая ее часть.
За хорошие результаты разработанных педагогами программ, за использование новаторских методов обучения, образовательных технологий, они получают значительные денежные надбавки.
Все учителя, работающие по новому стандарту, обязательно проходят аттестацию и обучаются на курсах повышения квалификации.
Из первашей – в школьники
Психологи, следящие за ребятами, которые обучаются по новому образовательному стандарту, отмечают, что у этих детей успешно формируется учебная мотивация, то есть они быстрее превращаются в школьников, которые пришли не отсиживать за партой определенное количество часов, а учиться.
Им интересно потому, что учитель ставит перед ними не отвлеченные, а очень конкретные задачи. Например, тему «Периметр» начинает не с объяснения определения, а с вопроса: «Сколько нужно обоев, чтобы оклеить твою комнату? Как это вычислить?».
Интересно и потому, что ребенку самому предоставляется возможность оценивать свой труд (по шкале Цукермана, или, на языке самих школьников, – по волшебной линеечке). У каждого школьника есть портфолио – своеобразный дневник личных достижений, где размещаются его работы, его грамоты и т. д.
Тоже значительный стимул для роста самооценки маленького человека и его стремления к расширению знаний и навыков.
Родители активизировались
Сегодня одним из критериев, которым оценивается успешность реализации образовательного стандарта, является отношение к нему родителей учеников.
Мнение родителей узнают с помощью анкетирования, различных опросов. Выяснилось, что мамы и папы особенно довольны тем, что в структуре обучения появилась внеурочная деятельность – огромный ресурс, развивающий способности и таланты ребенка.
Школа с учетом мнения родителей формирует программы такой деятельности по пяти направлениям. В результате ребенок получает возможность посещать либо спортивные секции, либо заниматься балетом, либо работать над каким-то социально-значимым проектом (например, выращиванием рассады цветов для озеленения территории жилого микрорайона), либо другим, интересным ему делом.
Денежный вопрос
Для создания условий и приобретения необходимого оборудования для реализации образовательного стандарта в начальные школы Алтайского края в этом году направлено 261,5 миллиона рублей.
На эти деньги не только приведены в соответствие с требованиями новых СанПИНов учебные помещения, но и приобретены учебная мебель, цифровое и компьютерное оборудование, учебно-лабораторное оборудование, оборудование и мебель для внеурочной деятельности.
Причем малокомплектные сельские школы получили такое же современное оборудование, как и крупные городские школы.
Смотрите также:
- Юрий Денисов: О качестве образования нужно судить по знаниям отстающих учеников →
- Какие перемены ждут образование края? →
- «Формулу будущего» знают на Алтае! →