Даёшь инициативу! В районах края реализовываются «народные проекты»

И в Барнауле разрабатываются проекты благоустройства районов города. © / Пресс-служба администрации г. Барнаула

В залинейной части райцентра Троицкого района в прошлом году появилась симпатичная детская площадка.

   
   

Да, далеко не Диснейленд. Небольшой игровой комплекс, карусель, лавочки для присматривающих за детворой мам и бабушек, заасфальтированные дорожки – пока без газонного обрамления, но много лучше, чем прежний пустырь.

– Ребятишкам площадка так приглянулась, что и сейчас с неё не уходят, – рассказал на недавнем семинаре-совещании в краевом Парламентском центре глава администрации Троицкого сельсовета Сергей Малых, видимо, подразумевая, что зима не самое подходящее время для катания на каруселях.

Темой мероприятия, инициированного «справороссами», были актуальные вопросы местного самоуправления в сельских поселениях, «самый-самый» из которых, пожалуй, скудность местных бюджетов. В Троицком, к примеру, это примерно пятнадцать миллионов рублей в год, и детская площадка стоимостью 1200 тысяч рублей для казны поселения – при необходимости обеспечивать рутинные обязательства – была бы практически непосильным грузом. Но из неё на ребячью радость было потрачено всего около 306 тысяч: более ста двадцати собрали сами сельчане, почти 85 тысяч «подкинули» местные предприниматели, а большая сумма – семьсот тысяч рублей – пришла из краевого бюджета по проекту поддержки местных инициатив.

Вопрос выбора

В последние несколько лет органы власти мало-помалу подвигают рядовых сограждан к активному соучастию в решении вопросов «местечкового» значения путём финансовой поддержки. Ну, как мало-помалу? К примеру, на поддержку местных инициатив в рамках федеральной и региональной программ «Устойчивое развитие сельских территорий… на период до 2020 года» в 2014-2016 гг. в крае было привлечено почти 180 миллионов рублей. По данным вице-спикера АКЗС Сергея Серова, на эти средства было реализовано 72 проекта, а в прошлом году в программу вошли ещё двадцать три. Как правило, это создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок, сохранение (восстановление) историко-культурных памятников.

   
   

В 2016 году сверх того Алтайский край вошёл в число регионов-участников федерального проекта «Развитие инициативного бюджетирования в субъектах РФ», конкретная цель которого – вовлечение граждан в решение вопросов общественной жизнедеятельности, повышение их гражданской активности. И к участию в проекте поддержки местных инициатив (ППМИ) были приглашены все сельские населённые пункты.

Как это выглядит в теории? Сход граждан (или собрание, не суть важно) решает, что в развитии общественной инфраструктуры в селе нужно бы (хотелось бы) сделать в первую очередь. Это может быть и ремонт социально значимого объекта (клуба, библиотеки, хоккейной коробки, мемориального комплекса, водонапорной башни и т. д.), и строительство нового (спортсооружения, игровой площадки и т. п.), благоустройство парка, пляжа, другой зоны отдыха, сельского кладбища… При этом важно знать, что вслед за «мы хотим» должно звучать «мы поможем»: проект реализуется на условиях софинансирования (денежный вклад населения – не менее 5% от общей стоимости проекта, финансовое участие муниципалитета – не менее 10%).

«Синица в руке» – надёжней

При достижении консенсуса по этим вопросам инициативная группа граждан совместно с сотрудниками местной администрации готовит заявку на региональный конкурс. Заявки поступают в региональный Минфин и краевое автономное учреждение «Алтайский центр финансовых исследований», где рассматриваются на соответствие определённым критериям. В частности, оценивается социальная эффективность реализации проекта, вовлечённость граждан в определение и решение проблемы, объёмы софинансирования (так, готовность местных предпринимателей финансово поддержать инициативу односельчан приносит заявке дополнительные баллы).

Муниципалитеты, чьи заявки набирают наибольшее их число, становятся победителями конкурса, получая право на субсидию из краевого бюджета (не более семисот тысяч на проект, так что не стоит замахиваться на объекты многомиллионной стоимости!). Далее краевой Минфин заключает с ними – местными властями – соглашения, после чего можно выбирать подрядную организацию и непосредственно браться за дело. Проект должен быть завершён в течение года, в котором выделена субсидия, и это ещё одна причина ставить внятную цель, а не планировать, допустим, строительство яхт-клуба при местном озере…

В прошлом году в рамках этого проекта субсидии «заслужили» 75 проектов в 36 сельских районах и одном городском округе (барнаульское село Гоньба). В 27 сёлах «заказали» и получили ремонт объектов культуры, в двенадцати – спортивные объекты, в одиннадцати – «поправили» объекты водоснабжения и т.д. Краевому бюджету эти инициативы года обошлись (округлённо) в 42 млн рублей, местным бюджетам суммарно –в 15 миллионов; простые граждане собрали 6 млн рублей, предприниматели добавили пять.

Средняя стоимость реализации инициативы составила 915 тысяч. Самый дорогой проект выполнен в селе Глядень Благовещенского района: ремонт кровли ДК за 1 833 тыс. рублей. Самый недорогой – в посёлке Тумановский Завьяловского района, где за 182 тысячи обустроили детскую площадку.

Подсчитать и подумать

Даже не обязательно видеть воплощённые инициативы, чтобы понять, что это хороший проект. А вышеприведённые цифры говорят о том, что «местным» он выгоден. Но нет у нас такого доброго начинания, которое нельзя бы было проигнорировать. Так, на декабрьском заседании Совета Барнаульского избирательного округа в Парламентском центре руководитель Алтайского центра финансовых исследований Олег Бирюков в связи с грантовой поддержкой местных инициатив отметил, что далеко не все 19 районов округа в прошлом году воспользовались её возможностями. За апатичность в этом смысле некоторым «райононачальникам» не раз доставалось и от губернатора. Вот на традиционном (по итогам года) совещании с главами территорий он коснулся «больной» темы.

– Мы имеем десятки положительных примеров, когда люди предложили хорошие проекты, и мы вместе их реализовали. Но не во всех муниципалитетах такая работа с населением выстроена должным образом,– цитировал Александра Карлина информационно-аналитический портал Док22. – Нельзя быть эффективным муниципальным управленцем, если не умеем и не собираемся учиться работать с людьми.

А некоторые, оказывается, так «не собираются учиться работать с людьми», что даже пытаются подменить народную инициативу личным предпочтением. Случалось уже, что местная власть «протягивала» предпочтительный ей проект, и люди отказывались скидываться на его реализацию (в таком случае и краевые средства не предоставляются!). А некоторые главы районов или сельсоветов вообще решают, что проще имитировать народный сход, чем проводить, – сетовал недавно Бирюков.

И вместо хорошего дела получается пшик: имитация на стадии рассмотрения проектной заявки «разоблачается», и территория от участия в конкурсе отстраняется.

Так что, «мотайте на ус», руководящие товарищи. И не руководящие – тоже. Местные инициативы – это инициативы местного населения, а не местных чиновников. Но, чтобы они – желания, идеи – прибрели практические очертания, не нужно стесняться беспокоить местных чиновников.

Кстати

В этом году на региональный конкурс по проекту местных инициатив была подана 231 заявка, более чем в два раза больше, чем в 2017 году. В их числе как абсолютно новые проекты, так и продолжение (вторые очереди) ряда прошлогодних.

Мнение эксперта

Руководитель центра инициативного бюджетирования КАУ «Алтайский центр финансовых исследований» Олег БИРЮКОВ:

– Главной целью поддержки местных инициатив является вовлечение граждан в решение вопросов местного значения, в развитие общественной инфраструктуры своей малой родины. Участвуя в проекте, жители непосредственно определяют направления расходования бюджетных средств, софинансируют выбранные объекты, вправе контролировать выполнение работ.

На первом этапе проводятся собрания жителей сельских населённых пунктов, обсуждаются наиболее насущные проблемы, по итогам голосования выбирается приоритетный объект. Также на общем собрании устанавливается и размер денежного вклада населения, который необходимо обеспечить в случае победы на конкурсе, и обсуждается возможность трудового участия граждан.

Выбор жителей, участие жителей – это ключевой момент проекта.

Мнение власти

Председатель краевого Законодательного собрания Александр РОМАНЕНКО:

– Ресурсы, заложенные бюджетом, позволяют муниципалитетам реализовать прежде недоступные проекты. Остаётся только проявить инициативу, сформулировать задачу и грамотно оформить документы. Депутаты должны на своих округах информировать о таких возможностях своих избирателей, активизировать и поддерживать неравнодушных жителей, чтобы в муниципалитетах активнее использовали те возможности финансовой и прочей поддержки, которые сегодня предоставляют и краевой, и федеральный бюджеты.