За движение грузовых и пассажирских поездов отвечают не только машинисты, управляющие составами, но и сотни людей, от каждого из которых зависит качество и безопасность движения. В их числе электромеханик Алтайского регионального центра связи Михаил Шевляков, которому было присвоено звание «Заслуженный работник связи и информации». Почему он в своё время выбрал эту профессию и посвятил ей всю свою трудовую жизнь, он рассказал «АиФ на Алтае».
Объединяя пути
На железную дорогу Михаил Николаевич Шевляков пришёл в 1981 году, сразу после службы в армии. Работать сюда его позвали товарищи, которые уже успели потрудиться в РЖД. Вспоминает, что в то время здесь трудилось много молодёжи, в их числе его одноклассники, друзья.
«У меня вообще была тяга к электронике, радиомеханике. Этим увлекался ещё мой отец, так что можно сказать, пошёл по его стопам. Позже получил специальное образование, которое требовалось для работы на железной дороге. Да так и остался», — вспоминает собеседник.
Он обслуживает большой участок дороги — от Камня-на-Оби до Хабаров, раньше ещё захватывали Новосибирскую область.
«Мы обслуживаем радиостанции, чтобы вся необходимая информация в автоматическом режиме, в формате голосовых сообщений, доходила до машинистов, путейцев, пассажиров. Под нашим контролем оптико-волоконная связь, которая объединяет станции. По ней дежурный общается с поездными диспетчерами, службой дистанции связи, энергетики, то есть со всеми звеньями, которые задействованы в движении поездов по железной дороге», — поясняет Михаил Шевляков.
Он отмечает, что за период его работы процесс передачи информации шагнул далеко вперёд. Когда-то использовали радиосвязь, ламповые усилители, в 90-х на смену пришли более современные аналоги, в освоении которых как раз пригодилась учёба в железнодорожном техникуме, а сейчас почти всё происходит в формат цифровой оптоволоконной системе.
«Цифра цифрой, но без человеческого фактора в нашей работе пока не обойтись. За каждой станцией стоит механик, который за неё несёт ответственность. У меня, например, станция Световская. Причём поодиночке мы никогда не работаем, так как при выходе на железнодорожные пути необходимо строго соблюдать инструкции по безопасности. Так что искусственный интеллект нас ещё не скоро заменит», — говорит он.
Больше чем просто работа
Железная дорога для нашего героя стала больше, чем просто место работы. За 44 года, что он трудится здесь, познакомился со многими интересными людьми, с которыми и сейчас поддерживает товарищеские отношения. Созванивается, по возможности бывает в гостях, поздравляет с днями рождения, свадьбами детей, рождением внуков.
«Жизнь продолжается, зачем от коллектива отбиваться. Пообщаешься, и настроение поднимается», — добавляет он.
С особой теплотой вспоминает тех, кто в своё время помогал ему осваиваться в профессии. В их числе Ионов Владимир Викторович, который стал больше чем просто наставником. Набравшись опыта, Михаил Николаевич и сам стал передавать его молодому поколению. Не все из тех ребят остались в профессии, кто-то пошёл по карьерной лестнице выше, кто-то перешёл в другую отрасль. Но до сих пор они звонят, спрашивают совета или просто интересуются его самочувствием.
Вот уже как четыре года он должен быть на заслуженном отдыхе по возрасту, но продолжает работать. «Железная дорога засосала, не отпускает», — улыбается собеседник. Понимает, что придёт время, и ему придётся уйти, и признается, что безусловно будет скучать.
«Это счастье, когда работа приносит не только стабильный доход, но и, что лично для меня особенно ценно, удовольствие. Никогда не представлял себя на каком-то другом месте и старался выполнять свой трудовой долг с полной отдачей», — подытожил Михаил Шевляков.