Быть на связи. Михаил Шевляков о своём становлении в профессии

Михаил Шевляков: «Мы обслуживаем радиостанции, чтобы вся информация доходила до машинистов, путейцев и пассажиров». © / Виктор Крутов / АиФ

За движение грузовых и пассажирских поездов отвечают не только машинисты, управляющие составами, но и сотни людей, от каждого из которых зависит качество и безопасность движения. В их числе электромеханик Алтайского регионального центра связи Михаил Шевляков, которому было присвоено звание «Заслуженный работник связи и информации». Почему он в своё время выбрал эту профессию и посвятил ей всю свою трудовую жизнь, он рассказал «АиФ на Алтае».

   
   
Фото: АиФ/ Виктор Крутов

Объединяя пути

На железную дорогу Михаил Николаевич Шевляков пришёл в 1981 году, сразу после службы в армии. Работать сюда его позвали товарищи, которые уже успели потрудиться в РЖД. Вспоминает, что в то время здесь трудилось много молодёжи, в их числе его одноклассники, друзья.

«У меня вообще была тяга к электронике, радиомеханике. Этим увлекался ещё мой отец, так что можно сказать, пошёл по его стопам. Позже получил специальное образование, которое требовалось для работы на железной дороге. Да так и остался», — вспоминает собеседник.

Фото: АиФ/ Виктор Крутов

Он обслуживает большой участок дороги — от Камня-на-Оби до Хабаров, раньше ещё захватывали Новосибирскую область.

«Мы обслуживаем радиостанции, чтобы вся необходимая информация в автоматическом режиме, в формате голосовых сообщений, доходила до машинистов, путейцев, пассажиров. Под нашим контролем оптико-волоконная связь, которая объединяет станции. По ней дежурный общается с поездными диспетчерами, службой дистанции связи, энергетики, то есть со всеми звеньями, которые задействованы в движении поездов по железной дороге», — поясняет Михаил Шевляков.

Он отмечает, что за период его работы процесс передачи информации шагнул далеко вперёд. Когда-то использовали радиосвязь, ламповые усилители, в 90-х на смену пришли более современные аналоги, в освоении которых как раз пригодилась учёба в железнодорожном техникуме, а сейчас почти всё происходит в формат цифровой оптоволоконной системе.

«Цифра цифрой, но без человеческого фактора в нашей работе пока не обойтись. За каждой станцией стоит механик, который за неё несёт ответственность. У меня, например, станция Световская. Причём поодиночке мы никогда не работаем, так как при выходе на железнодорожные пути необходимо строго соблюдать инструкции по безопасности. Так что искусственный интеллект нас ещё не скоро заменит», — говорит он.

   
   
Фото: АиФ/ Виктор Крутов

Больше чем просто работа

Железная дорога для нашего героя стала больше, чем просто место работы. За 44 года, что он трудится здесь, познакомился со многими интересными людьми, с которыми и сейчас поддерживает товарищеские отношения. Созванивается, по возможности бывает в гостях, поздравляет с днями рождения, свадьбами детей, рождением внуков.

«Жизнь продолжается, зачем от коллектива отбиваться. Пообщаешься, и настроение поднимается», — добавляет он.

С особой теплотой вспоминает тех, кто в своё время помогал ему осваиваться в профессии. В их числе Ионов Владимир Викторович, который стал больше чем просто наставником. Набравшись опыта, Михаил Николаевич и сам стал передавать его молодому поколению. Не все из тех ребят остались в профессии, кто-то пошёл по карьерной лестнице выше, кто-то перешёл в другую отрасль. Но до сих пор они звонят, спрашивают совета или просто интересуются его самочувствием.

Фото: АиФ/ Виктор Крутов

Вот уже как четыре года он должен быть на заслуженном отдыхе по возрасту, но продолжает работать. «Железная дорога засосала, не отпускает», — улыбается собеседник. Понимает, что придёт время, и ему придётся уйти, и признается, что безусловно будет скучать.

«Это счастье, когда работа приносит не только стабильный доход, но и, что лично для меня особенно ценно, удовольствие. Никогда не представлял себя на каком-то другом месте и старался выполнять свой трудовой долг с полной отдачей», — подытожил Михаил Шевляков.