Будущее не за горами. Как в 2020 году развивалась работа судмедэкспертов

Виктор Крутов / АиФ

При кажущейся очевидности причин происшествия, при наличии хоть сотни свидетелей всегда нужно неопровержимое доказательство - заключение эксперта. Судмедэксперты в России производят немыслимое количество работы - около 5 млн экспертиз в год. «Алтайское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы» считается одними из лучших в стране. Последние годы АКБ СМЭ переживает бурное развитие. Что уже сделано, а что планируется воплотить в жизнь, рассказал начальник Бюро, доктор медицинских наук, профессор Алексей Борисович Шадымов.

   
   

Большая стройка

В 2018 году состоялось знаковое для Барнаула воссоздание танатологического отделения на Змеиногорском тракте (зав. М. А. Казымов). В 2019 году завершилась работа по созданию лабораторного корпуса по ул. Сизова, 22а. В 2020-м закончился капитальный ремонт административного корпуса АКБ СМЭ по ул. Чкалова, 58а. И это еще не все.

Алексей Шадымов. Фото: АиФ/ Виктор Крутов

«Сейчас в Барнауле выполняются экспертизы из Новоалтайска, Первомайского, Троицкого, Калманского, Косихинского районов. Мы строим новое хранилище в танатологическом отделении Барнаула на 70 кв. метров, которое позволит устойчиво стабилизировать сложную ситуацию в городе и его пригородах.  Благодаря плановой реконструкции во время пандемии нам удается  перераспределять потоки без сбоев», – говорит Алексей Шадымов.

У нас очень квалифицированные эксперты, одни из лучших специалистов в Сибири. А токсикологической лаборатории (зав. Н. В. Беляева), подобной алтайской, и вовсе нигде в СФО нет.  В лабораторном корпусе на Сизова решили сосредоточить все имеющиеся в Бюро лаборатории. Последний штрих – размещение судебно-гистологического отделения (зав. Е. В. Громова).

«Мы немного переформатировали судебно-биологическое отделение (зав. Т. В. Казанцева), чтобы установить в здании новое гистологическое оборудование. Аналогичное уже есть в Бийске и поступило в Рубцовск. В дальнейшем это существенно повлияет на сроки и качество производства экспертиз в Алтайском крае. А в административном корпусе на Чкалова размещается экспертиза живых лиц (зав. О. Ф. Климова) и отдел особо сложных экспертиз (зав. А. О. Колесников)», – объяснил начальник Бюро.

Логистика на уровне региона

Сейчас в Бюро идет работа по созданию трехуровневой системы экспертных подразделений, которая должна охватить всю территорию края. Отделения второго уровня в городах края будут курировать близлежащие межрайонные отделения. Ну а общий контроль останется за Барнаулом.

«В городских отделениях мы уже выполняем срочные и самые востребованные для отведённых территорий лабораторные исследования. Такие отделения есть в Бийске, Рубцовске. Мы бы хотели добиться этого на северо-западе края — создать межрайонные отделы в Камне-на-Оби, либо Славгороде. Также планируем увеличить количество межрайонных отделений», – рассказал Алексей Шадымов.

   
   

В Рубцовске (зав. Д. А. Лысков) будут работать гистологическая и химическая лаборатории и оказывать помощь в борьбе с оборотом наркотиков на Алтае. Для увеличения мощностей отдел СМЭ займет здание бывшего детского санатория. Аналогичная работа ведется в Бийске. Достраивается отделение в Тальменке (зав. Я. В. Бастрон) — официальных «воротах Алтайского края». На трассе большое количество автомобилей, значит много ДТП, а потому отдел СМЭ необходим.

Фото: АиФ/ Виктор Крутов

«Нам активно  помогают глава администрации, главврач ЦРБ и сельсовет Тальменки. Минздрав Алтайского края выделил деньги, и сейчас строится новое здание на территории больницы. Там предусмотрены удобные условия для приема пострадавших. Это  с психологической точки зрения очень важно для граждан», – говорит Алексей Шадымов.

Доставку материалов для экспертиз в межрайонные отделы и краевую столицу планируют осуществлять на автомобилях. Сложные комплексные экспертизы будут проводить исключительно в Барнауле, что продиктовано наличием в столице края достаточного количества высококвалифицированных специалистов.

Надеемся, в дальнейшем край закупит модульные отделения СМЭ, что позволит привлечь в районы края молодых специалистов с хорошей профессиональной подготовкой. Это быстровозводимые типовые здания, изначально оснащенные необходимым оборудованием и сертифицированные.

Коллектив обновляется

Пандемия не обошла стороной и Бюро СМЭ – часть коллектива по закону ушла на самоизоляцию, кто-то и вовсе на пенсию, многие уходили на вынужденные больничные. Нагрузка выросла: сейчас алтайские судмедэксперты проводят значительно  больше экспертиз. Поэтому в Бюро активно ведется работа по привлечению новых специалистов. За 2 года коллектив «омолодится» почти на 20%.

«Мы каждый год «растим» двух-трех ординаторов, которые успешно проходят аккредитацию, работая у нас. Радует, что к нам приезжают на работу и из других регионов – в Бийске есть специалист из Санкт-Петербурга, в Рубцовске –  из Томска. В Благовещенку приехал эксперт из Тюмени, надеемся решится вопрос с жильем и программой «Земский доктор», – перечислил начальник Бюро.

В Заринске в этом году заново открыли отделение, которое приостанавливало работу из-за ухода экспертов на пенсию. Сейчас там трудятся два молодых специалиста под руководством опытного заведующего А. А. Павлова. Здание, в котором они работают, включено в масштабную программу ремонта ЦРБ.

«Последние 30 лет не припомню такой динамики в развитии нашей службы. Это стало возможно благодаря вниманию со стороны правительства и поддержке Минздрава Алтайского края. У нас много задумок, перспективы намечены, осталось только реализовать. И работа уже идет», – отметил Алексей Шадымов.

Молодежь в СМЭ

Анжелика Спицына. Фото: АиФ/ Виктор Крутов

В октябре 2020 года в алтайское Бюро СМЭ сразу после ординатуры пришла работать Анжелика Спицына. Она трудится в организационно-методическом отделе, но с прицелом на отдел сложных экспертиз:

«Я шла в медицину, чтобы лечить людей, но за время учебы поняла, что это не мое. Решила быть патологоанатомом. Но на последнем курсе меня увлекла судебная медицина. А во время ординатуры мне больше всего понравилась работа в отделе сложных экспертиз».

Любой врач должен иметь знания не только по своей специальности, но и в смежных. У судмедэкспертов же смежными являются абсолютно все медицинские специальности.

«Это достаточно трудная работа, но весьма интересная. Отдел сложных экспертиз работает по широкому спектру направлений. С детства я любила рассказы про Шерлока Холмса и Эркюля Пуаро. И эта работа помогает ощутить себя настоящим детективом. Ведь когда добираешься до сути, находишь ответ – это ни с чем не сравнимое удовольствие», – говорит Анжелика.

Опыт в СМЭ

Вячеслав Баскакаов. Фото: АиФ/ Виктор Крутов

Заведующий организационно-методического отдела, эксперт высшей категории Вячеслав Григорьевич Баскаков имеет уже 48,5 года стажа, из них 45 – в алтайском бюро СМЭ.

«Раньше профессия эксперта была крайне уважаемая и хорошо оплачиваемая, серьезно занимались и учебной, и научной сферой. Затем на долгое время судебная медицина стала «изгоем» в плане финансирования. И только последние несколько лет идёт процесс развития.

Наша профессия, которая раньше была сугубо мужской, феминизировалась. Проблема дефицита кадров, которая особенно остро чувствуется на периферии, постепенно решается.

Материальные условия, которыми эксперты обеспечены сейчас, конечно, не сравнить с той деревянной избушкой, в которую я пришел на заре своей карьеры. Оборудование в лабораториях – тоже небо и земля по сравнению с тем, что было 50 лет назад. Наши специалисты сегодня могут делать свою работу намного быстрее», – рассказывает эксперт.

Заслуженному отдыху Вячеслав Баскаков предпочитает свою работу и говорит об этом так: «Бюро нужно мне, а я нужен бюро».