Барнаул «облысел». Вырубка деревьев грозит благополучию не только людей

В городе массово вырубают деревья © / Пресс-служба администрации г. Барнаула

В этом году в Барнауле деревья рубят и выкорчёвывают как никогда рьяно. На проспекте Ленина, привокзальной площади, улице Профинтерна, проспектах Калинина и Космонавтов, на политеховской «сковороде»...    
   

Вообще в краевой столице запланировано снести 1400 деревьев. Как убеждали горожан, это будут обязательно старые, больные и даже мёртвые деревья. На их вырубку, корчевание пней, посадку новых деревьев и кустарников из краевого бюджета выделено 38,5 млн рублей.

На некоторые освободившиеся места высаживают новые деревья. Причём это не хрупкие саженцы, а вполне солидные крупномеры. Как пояснил глава городской администрации Сергей Дугин, это сделано для того, чтобы «барнаульцы не возмущались, что посадили маленькие». Впрочем, некоторые учёные считают такое решение весьма рискованным. Так, специалист НИИ садоводства Сибири имени М.А. Лисавенко Галина Синодейкина предупреждает: «Чем крупнее саженец, тем выше его цена, но при этом приживается он в разы сложнее». Это мнение поддерживает и эколог Виктор Ревякин: «Не может дерево хорошо прирасти будучи уже большим. Разве что, если корневой ком будет большой. Но чтобы выкопать дерево с таким комом, нужно потратить немало денег».

Вырастить дерево – долго (от 10 до 20 лет) и непросто. Многие специалисты не советуют вдоль городских улиц с оживлённым автомобильным движением высаживать берёзы, которые весьма чувствительны к отравляющим почву веществам от сгорания топлива. Однако в Барнауле по-прежнему будут высаживать белоствольные деревца наряду с черёмухой Маака, липой, рябиной, тополями пирамидальными и бальзамическими, яблоней, грушей.

Голосуют крыльями

Город – среда жизни не только человека. Здесь обитает огромное количество животных и птиц. Для мелких певчих птиц старые тенистые деревья – и дом родной, и прокорм сытный. А теперь вспомните, давно вы слышали в черте Барнаула, например, соловьёв? А ведь они ещё 15-20 лет назад вовсю селились в самом сердце большого города. Куда они исчезли? Почему редкостью стали в небе над городом скворцы, трясогузки, стрижи, клесты?

«Птицы являются биологическими индикаторами. И индикаторами очень чуткими. Если птиц мало, если снижается видовое многообразие – значит, что-то в экологии города не в порядке», – говорит кандидат биологических наук, старший научный сотрудник государственного природного заповедника «Тигирекский» Олег Гармс.

   
   

Учёный вместе с единомышленниками-орнистами составляет «Атлас птиц Барнаула». Он признаёт, что, несмотря на достаточно большую численность пернатых в городе, говорить о благополучии нельзя. Прежде всего в отношении певчих и насекомоядных птиц, наиболее интересных и важных для нас.

«Город нуждается в озеленении, – убеждён орнитолог. – Вряд ли скворечник, висящий на панельном доме, будет занят птицами. На эту проблему нужно смотреть более глубоко и создавать птицам среду обитания – парки, скверы, сады, то есть вести зелёное строительство города. Отток птиц неминуем из-за того, как мы хозяйничаем в пойме Оби и внутри городских многоэтажных кварталов, как уничтожаем старый город с усадебными застройками, где есть ещё тенистые сады. Только врановые сегодня прекрасно чувствуют себя в Барнауле. Они могут обитать даже на Ленинском проспекте, потому что не боятся транспорта и находят себе корм на помойках».

По мнению, учёного, благоприятные для птиц факторы благоприятны и для человека. А значит, создавая благоприятную – зелёную – среду для птиц, мы на самом деле заботимся о собственном благополучии.