Ау, медики. Как в Алтайском крае решают проблему дефицита врачей

pixabay.com / pixabay.com

Сотни новоявленных первокурсников пошли в аудитории, в том числе Алтайского государственного медицинского университета. В АГМУ, как известно, ежегодно серьезный конкурс среди желающих посвятить себя медицине. Но у многих земляков на протяжении многих лет регулярно возникает вопрос: куда с получением долгожданных дипломов деваются эти желающие? В больницах и поликлиниках края даже терапевтов и педиатров перманентный дефицит, не говоря уж об узких специалистах.

   
   

Отток превышает приток

Недавно родительский не то крик души, не то измученный стон транслировала заринская газета «Новое время». Мама двоих дружно заболевших детей стукнулась было в поликлинику, но в итоге пришлось обращаться к частному детскому доктору.

Главврач больницы Алексей Бракоренко только разводит руками: ну не хватает врачей! Двое летом ушли на пенсию, двое в декрете, трое перешли работать в ковидный госпиталь. Однако один медик приехал на работу из другого города, ожидаются два выпускника медвуза. Дальше, глядишь, ситуация с коронавирусом стабилизируется, еще и врачи их госпиталя вернутся…

По данным министра здравоохранения Алтайского края Дмитрия Попова, сегодня в отрасли работает более 8 тысяч врачей и около 22 тысяч средних медработников. Как он рассказал на днях в ходе интернет-форума, дефицит кадров, рассчитанный на объемы медпомощи и прикрепленное население, составляет по врачам 661 человек, по среднему персоналу – 789 человек.

Наиболее востребованные специалисты: терапевты, педиатры, анестезиологи, гинекологи, хирурги, неврологи, травматологи. Министр также отмечает потребность в кадрах скорой медицинской помощи, фтизиатрической, патологоанатомической и судебно-медицинской служб. В период пандемии усилилась потребность в инфекционистах, пульмонологах и эпидемиологах.  В связи с тем, что 27% врачей и 17% среднего медперсонала – это лица пенсионного возраста, дефицит кадров ежегодно растет, констатирует Попов.

И, хотя ведомство совершенствует существовавшие ранее механизмы привлечения кадров и вводит новые, пока отток медиков превышает приток.

   
   

Описывая эту неутешительную картину, чиновник подчеркивает, что сложная кадровая ситуация в медицине сложилась «не сегодня и не вчера», и это проблема не только края, а характерная для всей страны.

Как можем, так и стараемся

Конечно, уверяет министр, предпринимаются различные меры, чтобы снизить остроту вопроса. Тут и увеличение бюджетных мест (до 1000) для среднего профессионального образования; и трудоустройство студентов 4-6 курсов АГМУ на должности среднего медперсонала и ординаторов на должности участковых врачей; и «вербовка»  медиков из других регионов, и предоставление соцподдержки.

К примеру, с 2019 г. медработникам края предоставляется ежемесячная компенсация расходов на оплату аренды жилья; сейчас ее получают 80 врачей и 23 медсестер. В сельской местности медикам помогают с оплатой ЖКХ, в 2020 г. этой мерой соцподдержки воспользовались около 9 тысяч человек.

Это все не лишнее, но в первую очередь люди смотрят на «базовый» заработок. По словам Попова, уровень зарплаты медработников региона с 2018 г. увеличился по всем категориям от 8 до 10 тысяч рублей. Так, в 2018 г.  средняя зарплата врача составляла 47692, а по итогам 7 месяцев этого года она составляет 57003 рублей («ковидные» выплаты в средней зарплате не учитываются.-Ред.). Есть, конечно, специалисты, которые получают и меньше 30 тысяч, но ведь зарплата конкретного работника «зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения».

А вообще министр подчеркивает, что основной фактор, который значительно влияет на уровень зарплаты медицинских работников, – это средняя зарплата в регионе. Но вопрос: не повысить ли просто «волевым решением» зарплату медикам, остался без ответа.

Поэтому, видимо, продолжаем задаваться вопросом: куда с получением долгожданных дипломов деваются желающие посвятить себя медицине…