Школа – бизнес? Барнаульцы выступили против платной «продлёнки»

Петр Шульга / АиФ

Яков Антонович устроил сына-первоклассника в гимназию. Расходы на охрану, питание, информирование родителей там, конечно, нести приходится, но зато не берут деньги за «продлёнку» – в гимназии просто нет групп продлённого дня для малышей – слишком много учащихся, учиться которым приходится в две смены. Однако в других средних общеобразовательных учреждениях края от идеи брать плату за сверхурочное пребывание младшеклассников ещё не отказались.

   
   

Пикет под зонтиком

Превентивно против этого выступили активисты общественного движения «Гражданская инициатива за бесплатное образование», которые провели немногочисленный пикет возле кинотеатра «Мир» в краевом центре.

Фото: АиФ / Петр Шульга

Время для согласованного с властями пикета было выбрано не очень удачно – в обед субботы по городу зарядил затяжной дождь. Участники мероприятия, полтора десятка человек, укрылись от небесной воды под лестницей кинотеатра и обсуждали целесообразность развёртывания заготовленных плакатов при таком дожде. Когда капли стали падать пореже, митингующие, к которым примкнули сочувствующие из различных общественных организаций, развернули транспаранты и выстроились под деревьями на бульваре Защитников Сталинграда. Проходящие мимо прохожие останавливались, читали плакаты и спешили дальше, боясь окончательно промокнуть под дождём. Однако с идеей организаторов пикета были в основном согласны – образование и здравоохранение в стране должны полностью оплачиваться государством.

По словам Сергея Васильева, координатора Алтайской инициативы за бесплатное образование, одного из организаторов пикета, акция, направленная на привлечение внимания к коммерциализации образования, проводится одновременно в 14 регионах России, в том числе в Москве, Иркутске, Омске и Тюмени. Ситуация в стране сложилась такая, что только в 20 регионах заявили о сохранении бесплатной «продлёнки». Во всех остальных родители сталкиваются или могут столкнуться с необходимостью платить за группы продлённого дня суммы от 600 до 12 тыс. рублей в месяц.

Платная «продлёнка» – лишь один из поводов беспокойства общественности. Ранее всероссийское движение выступало против повышения платы за общежитие студентам или отмену для них льготных билетов в музеи, сегодня озабочено перспективой введения ювенальной юстиции, сокращением штатной численности медработников и многим другим.

Фото: АиФ / Петр Шульга

Деньги вперёд

Формально принятый в 2010 году 83 Федеральный Закон дал школам право самим определять перечень платных услуг. Группы продлённого дня теперь в соответствии с законом можно трактовать не как образовательную, оплачиваемую государством, услугу, а как услугу по присмотру за детьми, стоимость которой можно определять произвольно, по соглашению с родителями, как на рынке.

В жизни же всё сложнее, чем на бумаге. По мнению участников субботнего пикета, очень многое в реформах образования и здравоохранения является пагубным и антисоциальным. Так, введение ЕГЭ привело к деградации мышления и речи выпускников, нормативно-подушевое финансирование привело к закрытию многих небольших школ, новый стандарт для старшей школы делает необязательным изучение физики и химии, а часы преподавания литературы сокращаются. В системе дошкольного образования сокращается количество воспитателей, а Болонская система позволяет готовить в вузах недоучек, не нужных работодателю. Ну, а непосредственно группы продлённого дня – это не услуга, как думают чиновники, а часть образовательного процесса в школе – они формируются с целью создания благоприятных условий для обучения и развития обучающихся, что соответствует основной цели педагогического процесса.

   
   
Фото: АиФ / Петр Шульга

Конечно, пока протесты против платного образования хоть и вызывают дежурное понимание жителей края, но глубокого отклика не находят. То ли из-за неактуальности озвучиваемых проблем, то ли из-за низкой платёжеспособности нашего населения, то ли из-за часто ошибочного представления, что оплаченная услуга качественнее «бесплатной».

Пикетирующие в Барнауле постояли и разошлись. Изменят ли подобные акции направления реформ – неизвестно. Но, видимо, молчать некоторым, особо активным гражданам, тоже невмоготу.

Смотрите также: