Вниз по Оби. Угроза наводнений на Алтае ещё не миновала?

Александр Пермяков / Из личного архива

– Эта вода унесла всё, даже туалет со двора, – рассказывает о пережитом Геннадий Танюшкин, пенсионер из затопленного взбунтовавшимися водами Катуни села Талицы Советского района.

   
   

Сегодня, несмотря на то что на большинстве пострадавших от наводнения территориях края вода пошла на убыль, ситуация с паводком остаётся сложной. Во-первых, подтопленными всё ещё являются 9 населённых пунктов, 1606 приусадебных участков, 1648 жилых домов, из которых отселены 3055 человек. Во-вторых, угроза нависла над районами, расположенными ниже Барнаула по течению Оби, – Шелаболихинским, Тальменским, Каменским. В-третьих, прошедшие сильные дожди вызвали опасение повторных подтоплений: например, за ночь с 9 на 10 июня уровень воды в Бийске вырос на 66 см, а в Чарыше на целый метр. В-четвёртых, и, пожалуй, самое главное, что тревожит сегодня жителей региона, это сложная санитарная обстановка в тех местах, откуда ушла большая вода.

Борьба за чистоту

Паводок оставил после себя большой грязный след. Как это аукнется нам, жителям двух Алтаев, предсказать пока сложно. Ясно одно: наводить порядок нужно спешно и основательно.

В Республике Алтай по распоряжению главного санитарного врача региона с 10 июня введён режим гипер-

хлорирования водопроводной воды. Это сделано для предупреждения возникновения кишечных инфекций.

В Алтайском крае, по словам Андрея ГОЛУБЦОВА, заместителя начальника ГУ строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, специально созданная комиссия ведёт обследование котельных и водопроводных сетей и объектов ЖКХ в районах, где вода отступила.

– Водопровод практически везде работает, но воду необходимо кипятить. В Быстром Истоке работает помпа мощностью 660 кубов в час, такая техника будет необходима и в Бийске, где рельеф не позволяет быстро уходить воде, – сказал он.

   
   

Архисложная задача стоит перед санитарной службой края – с таким масштабом работ по дезинфекции и дератизации, какие предстоит сделать в освободившихся от воды районах, сталкиваться ещё не приходилось. К тому же озабоченность вызывает потенциальная угроза затопления скотомогильников и полигонов ТБО, которые расположены на приобской территории выше Барнаула, куда большая вода придёт со дня на день.

– Мы просчитали критический прогноз, и, к сожалению, по нему в зону подтоплений попадают скотомогильники и поселковые свалки, – говорит Игорь САЛДАН, главный санитарный врач по Алтайскому краю. – Особенно важно произвести обваловку бесхозных скотомогильников – это нужно делать уже сегодня.

Что обсуждаем?

Среди самых обсуждаемых в местном Интернет-сообществе тем, связанных с паводком, – состояние сооружений, которые, по идее, должны были обезопасить населённые пункты от большой воды, но, увы, зачастую своё предназначение не оправдали. Достаточно вспомнить, что дамба в барнаульском посёлке Ильича, которую в спешном порядке «подращивали» уже с расчётом на аномальный уровень нынешнего года, не сдержала удар – её прорвало утром 8 июня, и посёлок был полностью затоплен. Также наши земляки активно ищут ответы на животрепещущий для России на все времена вопрос: ответит ли власть?

Разговор о гидротехнических сооружениях в крае шёл на пресс-конференции в пресс-центре Сибирской медиагруппы («АиФ-Алтай») для журналистов. Вот что сказал Яков ИШУТИН, вице-губернатор Алтайского края:

– Это проблема не только нашего края, но и всей страны. Потому что все проектные работы по устройству дамб исходили из данных многолетних наблюдений. Вот, например, в Чарыше дамба была рассчитана на уровень 2,3 метра, но вода поднялась на 4-5 метров и, естественно, дамбу она перешла. Теперь мы будем ставить задачу перед проектировщиками работать по максимуму, с учётом паводковой ситуации нынешнего года и ещё с плюсом. Сейчас даже по солидному Гилёвскому водохранилищу возникают вопросу. А что если подобная ситуация возникнет на реке Алей, выдержит ли оно? А если Гилёвка не выдержит – мало никому не покажется: ни Рубцовску, ни Алейску, ни Барнаулу, потому что объём воды этого водохранилища очень солидный – 500 млн кубометров.

Что же касается ответственности власти предержащих кое-где за бездействие, кое-где за нерасторопность, то есть основания полагать, что ответить всё-таки придётся. Хотя бы кое-кому. По официальному сообщению Следственного Комитета России, возбуждено уголовное дело в отношении главы администрации Быстроистокского района. Он подозревается в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст.293 УК РФ (халатность, повлёкшая по неосторожности смерть двух лиц). Режим ЧС в сёлах Быстрый Исток и Усть-Ануй был введён 31 мая. Но оповещение населения было налажено крайне плохо. Также не была организована своевременная эвакуация людей из зоны подтопления. В результате – две женщины утонули...