Алтайские строители приостанавливают работу на школах, садах, других социальных объектах. Такие письма в службу Единого госзаказчика подготовили и направили несколько крупных подрядчиков. Участники отрасли заявляют: резкий рост цен на стройматериалы привел к серьезным последствиям. Сегодня многие застройщики уже приостанавливают свою работу по госконтрактам, но власти пообещали найти решение и не допустить срыв ввода соцобъектов.
Идут альтруисты или авантюристы
Председатель правления Союза строителей края Александр Мишустин считает, что проблема возникла не сегодня, а более пяти лет назад. Строители неохотно шли на соцобъекты, но такого напряжения, как сейчас, еще не было. Они настаивают, что стоимость стройки бюджетных объектов в нашем регионе не соответствует реальным расходам. Расхождение с ценой контракта на аукционе и реальной стоимостью может достигать 30%. Один из участников рынка, на условиях анонимности, отметил, что на такие стройки идут альтруисты или авантюристы.
В прошлом году Минстрой РФ утвердил новую методику, которая допускает внесение в сметы допзатрат. Но в нашем регионе новые объекты не пересчитали и выставили на аукционы по старой схеме. Рост цен 2021 года стал последней каплей. Ведущие застройщики края направили письма о приостановке работ на соцобъектах.
«Компании не могут продолжить строить гособъекты, потому что из-за галопирующего роста стоимости стройматериалов денег по контракту не хватает, – комментирует исполнительный директор Союза строителей края Вячеслав Ширшов. – Каждый застройщик указал свой пул объектов с обоснованиями приостановки работ».
«Нам надо останавливаться, иначе мы себя погубим. Мы понимаем, что это социальные объекты, что привлечен федеральный бюджет, но что нам дальше делать?», – задается вопросом специалист.
Реакция властей
Минстрой края отреагировал и предложил рассмотреть проект изменений в приказ Минстроя России. Нужно внести поправки в порядок изменения сметы. Но обосновать необходимость корректировок должны строители. Они рассмотрели это предложение, и оно их не устроило. Подрядчики уверяют, что это колоссальная работа, под которую надо привлекать целые проектные институты с соответствующими затратами. А будет ли выхлоп? К тому же в предложении идет речь о пересчете оставшейся по контракту суммы, а не всего объема работ, который выполнялся с конца 2020-го.
Александр Мишустин подчеркнул, что уже сейчас региональному правительству необходимо продумывать источники финансирования компенсаций, а не ждать, когда появятся механизмы. Возможно, придется отказываться от каких-то объектов краевой инвестпрограммы, чтобы завершить текущие стройки, возможно, необходимо пересматривать краевой бюджет. Пока эти вопросы остаются открытыми.
Министр строительства и ЖКХ края Иван Гилев добавил, что кабмин региона считает необходимым пересмотр стоимости госконтрактов: «Минстрой России разрабатывает порядок внесения изменений в цену контракта. Мы рассчитываем, что к середине июля текущего года его утвердят».
По итогам заседания в правительстве Александр Климин поручил региональному Минстрою продолжить взаимодействие с Главгосэкспертизой по вопросу увеличения индексов для расчета сметы. Строителям порекомендовали уже сейчас начать готовить документы для пересчета стоимости действующих госконтрактов.
Кстати
В 2021 г. в краевую адресную программу (КАИП) заложили 12,1 млрд рублей на 297 объектов (4 млрд – федеральные средства, остальное – краевые). Если ситуация с ценообразованием не изменится, то примерно половину суммы освоить не удастся. Уже сейчас ряд знаковых дорогостоящих объектов не получили ни одной заявки в ходе торгов. В 2020 году Алтайский край не смог освоить 1,1 млрд рублей из КАИП (составлял 5,9 млрд). Эти деньги были зарезервированы на 11 объектов.