В марте 2022 года для поддержки бизнеса, его защиты от санкций и снижения административной нагрузки со стороны контролирующих органов ввели мораторий на проверки предприятий. К чему привел мораторий, каковы его плюсы и минусы и нужно ли его отменять? Эти вопросы обсудили в Совете Федерации по инициативе рабочей группы по законодательному обеспечению развития Национальной системы защиты прав потребителей, которую возглавляет сенатор от Алтайского края Виктор Зобнев, сообщает Толк.
Минусы и плюсы
После введения моратория отменили порядка 240 тысяч проверок. Это привело, в частности, к ослаблению надзора за оборотом продуктов и росту контрафакта в магазинах. Причем рост числа нарушений наблюдается как в розничной, так и в онлайн-торговле. В связи с этим некоторые эксперты и общественные организации высказывают мнение, что пришло время отмены моратория.
«Эксперты отмечают, что увеличиваются случаи недобросовестного поведения предпринимателей. Получается, что введение моратория и ослабление госнадзора привели к росту фальсификата на полках супермаркетов», – говорит Виктор Зобнев.
Особое опасение вызывает продукция (в первую очередь, рыбная и мясная), где не введена маркировка товаров, потому что там проблемы с фальсификацией только растут. Настораживает и тот факт, что если раньше потоки некачественной продукции равномерно распределялись по рынку, то сейчас больше идут в соцучреждения – больницы, школы и так далее.
«Можно отметить, например, статистику отравившихся в летних оздоровительных учреждениях. За последние два года число пострадавших удвоилось. Это объективные данные», – подчеркнул председатель организации «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов.
Однако есть и другая сторона, которая считает, что мораторий отменять не стоит, достаточно будет лишь усилить меры профилактики. Так, председатель комитета Совфеда по регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко отметил: есть мнение, что в связи с мораторием бизнес себя почувствовал более ответственным, более взыскательным и требовательно подходит к выполнению своих непосредственных полномочий и обязанностей.
Итоги круглого стола
Обсуждение этого вопроса на круглом столе позволило сделать определенные выводы. В частности, насколько стороны понимают ответственность, насколько соблюдаются требования, помогают ли профилактические мероприятия заметить недостатки и добросовестно развивать бизнес.
По итогам заседания его участники подготовили рекомендации по защите прав потребителей в условиях моратория. К тому же Виктор Зобнев отметил, что законодательство в этом плане постоянно совершенствуется. В частности, в октябре Совфед одобрил поправки в ст. 14.8 КоАП РФ, где установлена административная ответственность за навязывание дополнительных товаров, работ и услуг за отдельную плату при приобретении основных товаров.
«В случае нарушения штраф для должностных лиц составит от 2 до 4 тысяч рублей, для юридических – от 20 до 40. Также законом вводится штраф за необоснованный отказ в рассмотрении требований потребителя, связанных с нарушением его прав, либо за уклонение от рассмотрения обращений», – заявил сенатор.
Он подчеркнул, что проверки необходимы, когда речь идет о защите прав граждан или в ситуации, когда под угрозой оказываются их жизнь и здоровье. При этом важно, чтобы потребители сами обращались за защитой своих прав в контролирующие органы.