Особенности геральдики. Алтайскому краю и его столице придётся менять гербы

Виктор Крутов / АиФ

Шелком шитые изображения герба Алтайского края скоро станут рариретом. Таких вообще не так чтобы много, раньше сделанных по спецзаказу в качестве подарков по особым случаям, теперь же их «воспроизводить» – в принципе напрасные хлопоты. Потому что герб региона, как и герб его столицы, нужно видоизменять. Да и других городов края тоже. В существующем виде они не могут быть внесены в Государственный геральдический регистр РФ, как то вообще-то положено.

   
   

Почему сейчас?

Заметим, что эти обстоятельства никогда не были «тайной за семью печатями». Так, закон «О гербе Алтайского края» был принят в июне 2000 года тогда ещё краевым Советом народных депутатов. Над утверждённым им видом герба немало людей и комиссий работали лет шесть, если не больше, но он всё равно оказался не соответствующим рекомендациям Геральдического совета, из-за чего было отказано в его государственной регистрации.

Но не надо винить в том местных историков, художников и иже с ними: гербы – дело сложное, их на всю страну – и у регионов, и тем более городов – не очень много «согласованных». В частности, в 2019 году поручение-распоряжение тогдашнего полпреда президента РФ в Сибирском федеральном округе завершить процедуры официальных символов городских округов в Государственном геральдическом реестре касалось далеко-далеко не только краевого центра.

Другое дело – почему этот вопрос громко зазвучал именно сейчас? «Народный» гул начался после прошедшего в 20-х числах июля городского совещания по внесению и изменению герба Барнаула, вслед за чем естественным образом «поднялась» тема и краевого герба. Публично никем из официальных лиц это не озвучено, но логично предположить, поводом для ускорения городского «процесса» стала грядущая установка стелы «Город трудовой доблести» (Российское военно-историческое общество и администрация Барнаула на днях подписали соглашение о её создании. – Ред.). А на одной из её панелей рядом с текстом Указа президента РФ о присвоении городу почётного звания должен быть изображён и его герб! Надо полагать, всеми инстанциями признанный…

Что не так?

Судя по тому, что рассказал на упомянутом совещании действительный член Всероссийского геральдического общества, председатель Алтайского отделения Межрегиональной общественной организации «Сибирская геральдическая коллегия» Сергей Чеков, несоответствий на наших гербах не одно и не два. Остановимся на главных.

Сейчас герб края представляет собой – есть повод всмотреться в него внимательно! – щит французской геральдической формы, разделённый на две равные части. В верхней изображена дымящаяся доменная печь XVIII века, в нижней помещена «Царица ваз». Но щит, как правило, должен иметь одно поле, и на нём недопустимо изображение «определённых сооружений», а также «технологически специфических форм» (наша доменная печь либо одно, либо другое. – Ред.).

А главное «пожелание» Геральдического совета при президенте РФ к гербу Барнаула (мэрия ранее обращалась туда за консультациями и рекомендациями. – Ред.), по словам заместителя главы города Юрия Еремеева, – убрать коня. Потому как «серебряный конь на зелёном поле в период 1846- 1857 годов обозначал принадлежность Барнаула к Томской губернии, а в 1857 году данный способ указания региональной принадлежности был законодательно отменён».

   
   

По итогам совещания решено создать общественную комиссию, которая определит «план мероприятий по внесению изменений в герб города…».  А Краевому отделению «Сибирской геральдической коллегии» поручено разработать его эскизы – с учётом замечаний и требований. По мнению главы Барнаула Вячеслава Франка, «в обсуждении эскизов нового герба должны в обязательном порядке принимать участие и горожане», потому что «необходимо создать его таким, чтобы каждый житель Барнаула мог им гордиться» (заметим, однако, что в таком случае обсуждение может очень затянуться. – Ред.).

О действиях в правительстве края относительно «всеалтайского» герба ничего пока сказать не можем, но пресс-секретарь губернатора Дмитрий Негреев предположил, что вопрос может решиться к 85-летию Алтайского края (это сентябрь 2022 г. – Ред.).