Подозрительная «досрочка». Могут ли выборы на Алтае быть без скандалов?

Наблюдатели следили за подсчетом голосов на участках, но некоторым, говорят, не все удалось увидеть © / Павел Казаков / АиФ

Разобраться с досрочным голосованием, наблюдавшимся на прошедших в крупнейших городах Алтайского края выборах, в первую очередь – в Барнауле,  наверное, следовало бы многим. Хотя бы для понимания ситуации.    
   

С одной-то стороны всё понятно: такая форма голосования позволяет гражданам более эффективно реализовать свое активное избирательное право, у них есть возможность выполнить свой гражданский долг вне зависимости от занятости на работе, учебе или общественной нагрузки. С другой стороны: отчего в Барнауле нынче «досрочка» ознаменовалась повышенной активностью?

Нашим коллегам из «Политсибру» удалось добыть информацию, что только на участках Индустриального района в первый день досрочного голосования (30 августа) проголосовали почти три тысячи избирателей, на второй – свыше двух тысяч, и по 4 сентября включительно на них «отметилось» 4,65% избирателей территории. А районов в Барнауле пять… Реготделения партий, соперничающих с «генеральной», тут же заговорили об административном ресурсе, который подстёгивает этот процесс с определёнными намерениями.

«Ну, в самом деле, разве можно быть стопроцентно уверенными, что конверты с досрочно заполненными избирателями бюллетенями недвижимо хранятся до 10 сентября?!» – прямым текстом намекали их представители.

Сиё беспокойство дошло до Крайизбиркома, и 5 сентября посредством своего сайта он проинформировал электорат и нижестоящие избирательные комиссии, что досрочное голосование находится под особым контролем.

К слову
В Единый день голосования жительница Барнаула, инвалид первой группы Татьяна С. вызвала на дом членов участковой избирательной комиссии. Хотелось сказать своё слово в выборах депутатов Барнаульской городской Думы, чтобы в случае чего иметь полное право спросить со «своего» депутата. Однако аргумента «Я за вас голосовала!» женщину кто-то лишил. По предъявлению хозяйкой квартиры группе приехавших товарищей паспорта, оказалось, что она уже …отметилась на избирательном участке. «А может быть, вы утром сходили и сами проголосовали, да забыли?»,– спросил у неё представитель комиссии. «Вы о чём говорите, человек наполовину парализованный, она по дому-то еле ходит!», – рассказала чуть позже сестра женщины «Нашим новостям». К консенсусу участники этого эпизода так и не пришли, каждый остался при своём недоумении. Правда, потом к лишённой избирательного голоса женщине какой-то представительный мужчина звонил, сказал, что будет разбираться.

   
   

ЦИК не понял объяснений

А днём позже барнаульская «досрочка» попала под ещё более строгий контроль. На заседании ЦИК России её председатель Элла Памфилова отметила, что в среднем доля проголосовавших досрочно на выборах органов представительной власти 11 региональных столиц составляет 0,2% от числа избирателей. Но из этой картины выбивается Барнаул: 14 тысяч 492 человека, 2,81%.

«Мы всегда обращали внимание, если уже больше 1%, то это должно вызывать настороженность», – подчеркнула она.

Объяснения, что у нас досрочно голосуют правоохранители и сотрудники других оперслужб, привлечённых к проведению выборов; члены избиркомов; горожане, копающие 10 сентября картошку, и дачники, прибирающие последний урожай, Памфилову почему-то не удовлетворили. И в Барнаул с наблюдательно-контрольными функциями вылетел один из членов ЦИК с правом решающего голоса Александр Кинёв.

Днем 10 сентября на пресс-конфереции в Информационном центре Крайизбиркома эксперт Центризбиркома рассказал, что накануне и в день голосования он объехал несколько участков краевой столицы – и они действуют в правовом поле. «Всё было сделано организованно и своевременно. На каждом участке я беседовал с наблюдателями – ни от одного из них не поступило ни одной жалобы, связанной с нарушением процедуры или порядка осуществления тех или иных избирательных действий», – поделился впечатлениями Александр КИНЁВ.

История умалчивает, присутствовали ли он лично на каком-нибудь из 251 участка города лично в момент подсчёта голосов и «перебора» досрочных бюллетеней, как то вроде бы предполагалось. Но, определённо, процедура избиркомам предстояла кропотливая. Ведь по факту на выборах Барнаульской Думы седьмого созыва до срока проголосовали 28 523 человека из 102565, принявших участие в выборах, без малого треть! (Эх, зря, видимо, ещё 5 сентября председатель Общественной палаты Барнаула Владимир ЛОПАТКИН поблагодарил горожан за то, что «они откликнулись и приняли активное участие в выборах». Глядишь, и воскресная явка была бы больше, – ред.). У наблюдателей на некоторых участках, оборудованных комплексами обработки бюллетеней, были претензии по поводу, скажем так, не слишком кропотливости членов избиркомов. Но 11 сентября председатель Крайизбиркома Ирина АКИМОВА уверенно заявила, что на всех участках осуществлялся отдельный подсчёт голосов.

Результат известен, вопросы остались

В целом Крайизбирком признал только два «недоразумения», которые вроде как даже не нарушения. На 249-м участке на 44 досрочных бюллетенях не оказалось печати участковой комиссии, и их пришлось аннулировать. А на 203-м участке выявлено четыре факта досрочного голосования людьми, которые об этом и не подозревали. Но считается, что эти оплошности не повлияли на общее волеизъявление граждан на этих участках.

Эти, быть может, и не повлияли, но есть мнение, что большая доля «досрочки» сказалась на конечном политическом раскладе сил в БГД. Об этом, в частности, говорят и коммунисты, и справедливороссы, связывая с ней высокий уровень поддержки «Единой России» и не очень – других партий. Это по сравнению с Бийском и Рубцовском, где досрочное голосование составило 6,2% и 5,4% соответственно.

Но, по мнению Секретаря регионального отделения «Единой России», председателя АКЗС Александра РОМАНЕНКО, сегодня нет оснований для публичных заявлений о каких-либо нарушениях: «выборы ещё раз показали конкурентность, легитимность прошедшей кампании». А в наукограде и Рубцовске, по его словам, «случилось некое протестное голосование», к которому в
реготделении были готовы.

Возможно, всё так. Но это не означает, что следует замалчивать (игнорировать, нивелировать) тему нынешнего досрочного голосования на выборах БГД, в очередной раз не в лучшем свете «вынесшей» краевой центр в федеральную повестку. Ну почему-то не выглядят естественными «стройные ряды» заблаговременно проголосовавших, особенно в первые дни, барнаульцев! А если организаторы выборов так сумели разбудить гражданскую позицию «садоводов-огородников», то что же не смогли разбудить у остальных горожан? Разве явка на грани полной апатичности в «эффективно развивающемся городе» с эффектными приоритетными проектами сама по себе не есть проблема?

Ответы на эти вопросы лучше найти до начала кампании по выборам Президента РФ, которая пройдёт в будущем году. Иначе мы опять рискуем не лучшим образом «прогреметь» на всю страну…

Мнение экспертов:

Мария ПРУСАКОВА, первый секретарь крайкома КПРФ:

«Мы знаем, что по четырем одномандатным округам в Рубцовске победили кандидаты от КПРФ. Четыре – в Бийске. Поэтому ситуация, которая складывается в Барнауле, наглядно демонстрирует, что выборы здесь, очевидно, нелегитимны. Здесь результаты, которые мы видим по актам о досрочном голосовании, в несколько раз отличаются от результатов по итогам голосования 10 сен-
тября.

Поэтому с уверенностью могу заявить, что мы будем проводить протестный митинг за отмену, как минимум, результатов досрочного голосования, так как они являются полной профанацией и фальсифицируют итоги выборов в Барнауле».

Владислав ВАКАЕВ, руководитель исполкома регионального отделения партии «Справедливая Россия»

«Самая главная проблема, с которой приходится сталкиваться на выборах, даже не административный ресурс, а пассивность людей, которая ведёт к низкой явке. Она падает из года в год. Это говорит о тяжёлом кризисе всей политической системы, грозит её делигитимизацией. И с этим срочно нужно что-то делать».

Мнение власти:

Александр КАРЛИН, губернатор Алтайского края:

«Всего 10 сентября в Алтайском крае путём проведения прямых конкурентных открытых выборов было распределено более 6100 мандатов разного уровня. Выборы проведены организованно, явка избирателей на избирательные участки была активной. В крае все избирательные кампании были признаны состоявшимися. Никаких нарушений при подготовке и проведении выборов, которые могли бы повлиять на их качество и на волеизъявление жителей Алтайского края, не зафиксировано».