Отчёт и «послания». Губернатор края обозначил приоритеты на 2018 год

Темпы роста промышленного производства в Алтайском крае за 2017 год превысили средние значения по СФО и России. © / Виктор Крутов / АиФ

Несмотря на аномальные морозы,  к минувшему четвергу в Барнаул съехались первые лица муниципалитетов края. Они, как это принято, были  приглашены на сессию Заксобрания, главным вопросом  повестки  дня которой являлся доклад главы  региона о результатах деятельности возглавляемого им органа исполнительной власти  в завершившемся году.

   
   

Как мы все знаем, в январе 2017 г. на смену администрации края «заступило» правительство, так  что его председатель и губернатор Александр КАРЛИН назвал свой отчёт не только традиционным, но и особым.

Впрочем, на канву выступления это не повлияло. Богато иллюстрированный слайдами доклад был насыщен позитивными цифрами, статданными  и сравнениями с прошедшими (в том числе давно) годами, хотя губернатор как никогда не утверждал, так и не утверждает, что в крае решены все проблемы и даже использованы все резервы для их решения. К слову о цифрах. Отвечая на претензии оппонентов о преждевременности январского отчёта (в частности, данные Росстата по итогам года «сводятся» несколько позже, – ред.), Карлин заверил, что правительству региона уже «есть чем оперировать».

Эту «арифметику» – прирост валового регионального продукта, темпы роста промпроизводства, объёмы инвестиций по ведущим отраслям, расходы на социальную сферу – желающие без труда могут увидеть на офсайте АКЗС (в документах январской сессии). Мы же решили выделить лишь несколько тем, которые предправительства затронул в ходе отчёта, а также последующей расширенной пресс-конференции для журналистов краевых и муниципальных СМИ. Они имеют прямое отношение к этому году и в большинстве своём сопровождены губернаторскими «посланиями» к нижестоящим и жителям края.

Хозяйствовать с умом

В 2017 г. хлеборобами края получен рекордный за последние 8 лет урожай зерновых – 5,3 млн тонн. Как известно, это (вкупе с общероссийским рекордом) привело к обвалу цен на зерно, поставив в сложное положение многих земледельцев. Вопросы о государственных интервенциях, льготном ж/д тарифе на перевозку зерна, пролонгации кредитов аграриев для Алтайского края остаются открытыми. Но, говорит губернатор, ценовой проблемой правительство занимается ежедневно. В частности, сейчас «речь идёт о выделении льготных кредитов зернопереработчикам, чтобы они могли закупить значимые для рынка объёмы зерна и таким образом стабилизировать цену на рынке…». Предположительно, их объём будет в пределах 850-900 миллионов рублей – дотации на «разрыв» ставки субсидии за счёт бюджета.

   
   

А вот гарантированно хорошая новость для наших крестьян: из федерального бюджета на погектарную поддержку региону выделено 880 млн рублей ( плюс более 66 млн руб. – из краевого) и ещё 308 миллионов – в качестве субсидий на литр молока. Причём первый транш погектарных средств – более 160 млн рублей – хозяйствам распределён уже сейчас, чего раньше никогда не было.

В связи с зерновой-ценовой проблемой Александр Карлин ещё раз убедительно попросил аграриев «прислушиваться к советам наших специалистов, которые внимательно изучают рынок». А то ведь на ежегодные агрономические зональные конференции многие районные управленцы «приезжают даже без блокнотов, не везут с собой специалистов». «Как приехал пустой, так и уехал пустой, а потом сеет, что бог пошлёт», – посетовал глава региона. А хозяйствовать надо грамотно…

Выполняй и получай

В этом году финансовая помощь местным бюджетам запланирована в объёме 23,6 млрд рублей(+ 27% к плану 2017 г.).

Здесь учтены как дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, направленные на предоставление равных возможностей для жителей на всей территории края, так и дотации на сбалансированность местных бюджетов.

Последние носят стимулирующий характер, т.е. средства распределяются,  исходя из эффективности работы органов местного самоуправления по увеличению налоговой базы и качества управления муниципальными финансами. Теперь при этом будет учитываться отсутствие долга перед коммерческими банками, кредиторской задолженности по взносам в государственные внебюджетные фонды и по налогам муниципальных учреждений в бюджеты всех уровней.

– Дополнительную помощь будем транслировать не тем, кто наращивает долги, а тем, кто научился работать, не создавая их, – подчеркнул Карлин.

Он напомнил, что в конце прошлого года муниципалитетам края беспрецедентно было выделено 2,7 млрд рублей на погашение задолженностей разного рода. И, оказывается, кое-кто этот «жест доброй воли» неправильно понял, снова намереваясь заимствовать. «Мы заберём субсидии назад», – пригрозил этим кое-кому глава региона.

Контракты для бедных

Одним из приоритетов начавшегося года правительство края считает борьбу с бедностью, причина которой кроется в экономике, а следствием является социальное самочувствие земляков. Пока экономическое развитие края, скажем так, не достигло своего пика, в его бюджете закладываются весьма и весьма серьёзные средства для поддержки малоимущих граждан.

По мнению Карлина, следует пересмотреть сложившиеся стереотипы решения этого вопроса: «Убеждён в том, что помощь должна транслироваться тем группам населения и таким образом, чтобы она помогала людям выйти из разряда бедных, а не создавала дополнительных импульсов попасть в категорию малообеспеченных». Судя по его словам, к этим импульсам относится и формальный критерий нуждаемости.

По сути, речь идёт о том, чтобы разграничить «мнимых бедных» и действительно бедных, по-настоящему помогая последним выбраться из этой категории.

Для начала, считает губернатор, соцслужбы должны иметь единый социальный паспорт на каждую «учтённую» семью по всем мерам поддержки, которая зачастую оказывается по разным основаниям (надо полагать, профильному министерству будет дано такое поручение). И таковым «льготополучателям» следует учесть, что у нас всё шире войдёт в практику оказание помощи по социальным контрактам, где трата выделенных средств подконтрольна. Привычную ментальность – «дайте мне государственную поддержку и забудьте, что вы мне её дали», по мнению главы региона, пора сводить на нет.

По решению суда

Александр Карлин признался, что решение Конституционного суда о применении районного коэффициента в отношении МРОТ (см. «АиФ-Алтай», №1-2, «Платите правильно!») стало для власти региона сюрпризом:

– Я направил соответствующие запросы в федеральные ведомства, чтобы получить компетентные разъяснения. Но мы прекрасно понимаем, что исполнять решения КС нужно…

В первую очередь здесь речь идёт о работниках сферы образования. По предварительным расчётам, в пределах региональной зоны ответственности на систему образования по году потребуется порядка 400 млн рублей, и кабмин будет поэтапно находить эти средства. Но также есть  ряд групп бюджетников, которые получают зарплату из муниципальных бюджетов, на что нужна наполовину меньшая сумма.

«Мы будем изыскивать возможности помогать муниципалитетам», – заверил губернатор, и уже на следующий день подписал распоряжение о выделении городам и районам 200 млн рублей. Средства предоставлены для оказания поддержки при исполнении обязательств по выплате зарплаты работникам муниципальных организаций в связи с повышением МРОТ и начислением сверх него районного коэффициента. И только на эти цели, строго адресно, предупредил Карлин.

Задачка наперегонки

По словам губернатора, в бюджете региона этого года есть резервы, чтобы начать строительство двух современных городских школ – в Барнауле, Бийске или Новоалтайске. Прямо во время отчёта он попросил глав этих городов в срок до двух недель внести предложения по поводу возможной дислокации новых школ в их муниципалитетах.

Средства получат те два из них, кто оперативней представит необходимую (и качественную!) документацию.

Кстати

Постановление по отчёту губернатора было принято 53 голосами депутатов АКЗС. Пятеро (коммунисты) проголосовали против, по сути не одобрив деятельность правительства края в 2017 году. 9 депутатов (фракция ЛДПР) воздержались от голосования, считая подведение итогов в январе преждевременным.