Конец «эпохи Карлина». Что оставил в наследство ушедший губернатор?

Александр Карлин и Виктор Томенко. © / АиФ

Личное письменное заявление он подал в Москве днём ранее Президенту РФ. По словам Карлина, решение об отставке им было принято «совершенно добровольно и осознанно». Он по разным поводам любил подчеркнуть, что «Алтайский край в тренде», вот и сам решил быть в тренде активно идущих в стране ротаций и обновлений состава высших должностных лиц субъектов федерации.

   
   

«Соответствовать» и быть

Александр Карлин руководил краем гораздо дольше, чем кто-либо из его предшественников в новейшей российской истории, – без малого 13 лет. Напомним, на пост главы региона он вступил 25 августа 2005 года: после гибели «народного губернатора» Михаила Евдокимова» его кандидатуру, предложенную Президентом РФ, утвердил Алтайский краевой совет народных депутатов (ныне АКЗС). В 2009 году он был переназначен по той же схеме, а в 2014-м победил на прямых выборах (правда, через т.н. муниципальный фильтр, – ред.), набрав более 72% голосов избирателей, пришедших на участки.

Край достался экс-прокурору в неоптимистичном состоянии: «тяжёлая» промышленность, малоприглядное сельское хозяйство, угрюмая «социалка», нескрываемые конфликты групп элит, вечно замерзающий и непрестанно протестующий Рубцовск… (Напомним, его градообразующее предприятие «Алтрак» окончательно рухнуло уже в 2007 году). В последующих ежегодных отчётах о деятельности региональной администрации Александр Карлин зачастую сравнивал день текущий именно с тем временем, а не со «вчера», что крайне раздражало часть парламентского корпуса и других слушателей. Стремление «соответствовать», выглядеть достойно и жить достойно, всё-таки не одно и то же. И при том, что за годы губернаторства Карлина многие показатели социально-экономического развития региона объективно выросли, по главнейшим для каждого человека – уровню зарплаты и реальных доходов – мы были и есть «неуспевающими».

Многие отмечают в Карлине безусловное умение работать с Москвой, благодаря чему тем или иным образом в край пришли очень и очень серьёзные финансовые потоки. Скорое восстановление сгоревшего в 2010 году села Николаевка, ликвидация последствий разрушительного наводнения 20014 года, строительство инфраструктуры особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и игорной зоны «Сибирская монета»; «заведение» ряда краевых туристических проектов в федеральную программу – небольшая часть примеров. К слову сказать, именно Карлин вывел туризм в отдельную отрасль экономики региона, «благословив» проведение теперь уже вошедших в туристские событийные календари таких мероприятий, как «Алтайская зимовка», «Алтайская масленица», «Цветение маральника», «Алтайфест».

С размахом и именем

Ещё одна очевидная любовь ушедшего главы региона – кластерное развитие. Можно сколько угодно иронизировать, но медицинский кластер (куда входит и Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования, открытый в 2012 г.), биофармацевтический кластер, кластер аграрного машиностроения, полимерный композитный кластер «Алтайкомпозит» созданы и работают не на бумаге.

   
   

Реконструированные концертный зал «Сибирь», краевой театр драмы им. В. М. Шукшина, Молодёжный театр Алтая им. В. С. Золотухина, Государственная филармония Алтайского края и «замёрзшее» строительство Художественного музея – тоже наследство эпохи Карлина. Как и гребной канал в Барнауле, первый в истории Новоалтайска общественный бассейн «Алтантика», спорткомплекс «Юбилейный» в Рубцовске. «Ноу-хау» Карлина – программа «75х75», когда к 75-летию края были построены или реконструированы семьдесят пять социально значимых объектов во всех городах и районах. Потом была программа «80х80» и, хотя не все её объекты ещё завершены, Карлин уже успел запустить следующую – «85х85». Разумеется, программы называются губернаторскими, как и марафон «Поддержим ребёнка», стартовавший в 2009 г. И подарки ветеранам ко Дню Победы тоже вручались от имени губернатора, а не жителей края, формирующих бюджет, из которых они оплачивались.

Конечно, оценка эпохи Александра Карлина – это вопрос более отдалённой перспективы.

И как знать, может, те, кто сейчас бросают камни в спину ушедшего губернатора, в этой перспективе даже сменят гнев на милость.

Смотрите также: