Покойники приходили во сне. Братьев осудили за убийство семьи через 18 лет

Лезвия топоров нашли в том же месте, куда их спрятали 18 лет назад. © / СУ СК по Алтайскому краю

В 2003 году в алтайском селе Панкрушиха неизвестные жестоко убили семью предпринимателей. Женщину и ее сына-подростка зарубили топорами, похитив из дома ценности на 14 тысяч рублей. Следователи отрабатывали различные версии, но расследование зашло в тупик. Раскрыть преступление удалось только через 18 лет, когда один из участников кровавой расправы сам позвонил в полицию.

   
   

Детали этого резонансного уголовного дела altai.aif.ru рассказал Иван Зеленский, старший следователь первого отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета РФ по Алтайском краю.

Никаких следов

В одну из октябрьских ночей 13-летний Максим Петров (имена всех героев изменены – прим. ред.) проснулся, услышав какой-то шум в зале. Следом за ним глаза открыла и мать, которая спала в той же комнате. Через мгновение на них напали неизвестные с топорами в руках и стали наносить удары. Закончив расправу, визитеры забрали ценности и скрылись, растворившись на целых 18 лет.

Картина, которую правоохранители увидели в коттедже на следующий день, ужаснула даже опытных оперативников. На полу были лужи крови, а в спальне лежали изуродованные тела женщины и ребенка с глубокими рублеными ранами. Было видно, что убийцы били топорами, пока жертвы окончательно не перестали подавать признаки жизни. Кругом были разбросаны вещи, на полу в одной из комнат валялись газовые баллоны, а рядом обгоревшие спички. На улице, забившись в угол будки, сидела испуганная собака.

Случившееся стало полной неожиданностью для жителей Панкрушихи. Семью Петровых знали многие, их двухэтажный коттедж выделялся на фоне других домов. У предпринимательницы был магазин, какое-то время бизнес развивался, но после смерти супруга женщина решила закончить дела и переехать.

У сельчанки было несколько детей. Старшие дочери уже жили отдельно, женщина воспитывала младшую и сына-подростка. В ночь убийства, словно благодаря ангелу-хранителю, девочка не ночевала дома.

На похоронах предпринимательницы и ее сына было почти все село. Местные жители, крестились, утирали слезы и ломали головы над тем, кто мог так жестоко расправиться с семьей. Они даже не догадывались, что все это время убийцы находились рядом.

   
   

Признался, но не подписал

Раскрыть преступление быстро не удалось, нападавшие не оставили никаких следов. В 2003 году правоохранители отрабатывали множество версий, среди из которых – убийство из мести, потому что преступники захватили семейные фото. Следователи (тогда еще прокуратуры) вели работу с родственниками и знакомыми убитых, но это ничего не дало. Как выяснилось позднее, нападавшие взяли снимки случайно, просто собрав все, что было в одном из шкафов.

Примерно в то же время в другом районе произошло схожее по почерку преступление – неизвестные расправились с семьей бизнесменов и вынесли ценности. Следователи не исключали, что убийство в Алтайском крае могли совершить и приезжие, так называемые гастролеры, однако в конце концов не подтвердилось и это предположение.

О том, что семья хотела уезжать из Панкрушихи, знали многие. Сельчанка разместила объявление о продаже дома и искала покупателей. Среди местных даже пошел слух, что предпринимательница взяла задаток за коттедж и, возможно, напасть мог кто-то из потенциальных покупателей, но результатов не принесла и работа в этом направлении.

Правоохранители продолжали расследование, местные стороной обходили опустевший коттедж, а в селе даже рассказывали байки про приведения. Всех очень удивило, когда через год в дом в поисках ценностей вломился местный житель Антон Волков.

«Он проник в дом таким же способом, как убийцы, выставив стекло, – рассказывает Иван Зеленский. – Мужчину нашли, потому что он оставил отпечатки пальцев. Сельчанин признался в совершении кражи, а когда у него спросили, зачем он выбрал пустой дом, где произошло убийство, то начал путанный рассказ о случившемся и даже написал явку с повинной».

При этом он не поставил подпись и неожиданно выскочил из окна со второго этажа кабинета в отделе милиции. Наверное, хотел сбежать. Мужчину доставили в больницу и после этого он уже ничего не сказал про убийство, отрицая свою причастность.

Загрызла совесть?

Через некоторое время коттедж удалось продать. К 2021 году в доме уже ничего не напоминало об убийстве. Жизнь в селе вернулось в привычное русло и текла размеренно, но вскоре новых владельцев коттеджа начал беспокоить странный незнакомец. Он подъезжал к участку на велосипеде, долго стоял на улице напротив окон и просто смотрел на дом.

Новые хозяева дома не на шутку испугались, они даже хотели обращаться в полицию из-за странного и подозрительного мужчины, но он опередил семью. В марте сам позвонил правоохранителям, представился Сергеем Волковым и признался в расправе над предпринимательницей и ее сыном. Вскоре его показания начали проверять.

«Мужчина описывал детали преступления, которые непосвященный человек знать не мог. Например: способ проникновения в дом, расположение тел. Говорил о том, что хотел зарубить лающую собаку, но попал по будке, про попытку взорвать дом, открыв газовые баллоны, попытку угнать автомобиль. Сначала заявлял, что сделал все сам, но путался в некоторых деталях. Все встало на свои места, когда во время показаний на месте он заявил, что совершил преступление вместе с братом Антоном, который на тот момент жил в Барнауле. Сельчанин сказал, что его загрызла совесть, он хотел ответить за свое. Твердил, что убитые и его покойная мать приходят во сне, мешают жить и просят признаться. Осужденный много раз ходил на кладбище к могилам убитых и в итоге решил позвонить в полицию», – отметил следователь.

Проверка показаний. Фото: СУ СК по Алтайскому краю

По словам Ивана Зеленского, братья Волковы на тот момент вели антиобщественный образ жизни, ранее были неоднократно судимы за кражи и угоны, официально не работали. Их отчим был в хороших отношениях с семьей предпринимательницы и даже брал старшего пасынка с собой, чтобы помочь с некоторой работой. Мужчина был внутри дома и знал, как живут хозяева. Возможно, после этого у него и созрел план.

Жестокая расправа

В 2003 году практически сразу после освобождения младшего брата, мужчины искали легкой наживы, поэтому решили ограбить семью бизнесменов и взяли с собой топоры, чтобы убить свидетелей, если они возникнут. За плечами у обоих братьев была колония, возвращаться туда никто не хотел.

Подойдя к коттеджу глубокой ночью, мужчины выставили стекло в зале и проникли внутрь. Там они осмотрелись, взяли видеомагнитофон, бумажник, столовые приборы, золотые украшения и семейные фотографии. Общая сумма украденного составила около 14 тысяч рублей.

Когда женщина и ребенок проснулись от шума, братья Волковы услышали их голоса и поспешили в комнату. Младший начал бить топором по голове ребенка, а старший зарубил хозяйку дома. Расправа проходила в полной темноте, поэтому семья даже не успела понять, что произошло.

Чтобы скрыть следы кровавого преступления, налетчики планировали взорвать газовые баллоны и устроить пожар, однако ничего не вышло. Побросав спички, мужчины поспешили выйти на улицу через гараж, где заметили автомобиль ВАЗ-21099. Здесь братьев снова ждала неудача – уехать не удалась, потому что они не разобрались, как включить заднюю передачу, опыта вождения такого типа автомобилей у них не было.  Промучившись какое-то время, они ушли пешком.

Дома сельчане поделили награбленное, а окровавленные топоры бросили в печь. Деревянные части сгорели, металлические лезвия мужчины спрятали в чулане. Через 18 лет их нашли нетронутыми в том же месте, который указал один из убийц.

Две судьбы

В 2003 году на братьев Волковых никто не обратил внимание, потому что младший вскоре уехал в Барнаул, а старший, продолжая находиться в селе, жил тихо, перебивался подработками и почти ни с кем не общался близко. Поверить в то, что замкнутые мужчины, пусть и судимые за мелкие преступления, пошли на убийство, было сложно.

После того, как Антон освободился после отбывания наказания за кражу из коттеджа, перебрался в Барнаул, где начал все с чистого листа: нашел работу, а когда закрепился окончательно, взял квартиру в ипотеку. Со старшим братом он общался нечасто. Что стало причиной размолвки, неясно, но быт Сергея в селе складывался не так гладко. Он жил на пенсию матери, а когда она умерла, то все окончательно пошло под откос.

Младший брат пытался вразумить старшего и даже перевозил его в Барнаул, где нашел ему работу, однако вскоре Сергей вернулся в Панкрушиху. Со временем его здоровье ухудшалось, дом обветшал, вода перемерзла, и мужчина начала просто скитаться по селу, пока не решился во всем признаться.

Точку поставил суд

Волковых осудили в конце января 2023 года. Сначала Антон утверждал, что брат оговаривает его и не может трезво рассуждать из-за алкогольной зависимости, потом признался, а затем вновь начал все отрицать.

«При этом были свидетели, которые спустя время смогли многое рассказать, на что нам стоило обратить внимание, – добавил Иван  Владиславович. – В этом и заключается специфика расследований уголовных дел прошлых лет – новые вещественные доказательства получить трудно, а вот люди перестают чего-то бояться и проявляют живой интерес, общение становится более продуктивным. Раз человек о чем-то рассказывает спустя столько лет, значит, действительно, помнит».

Братьев признали виновными в убийстве и приговорили к реальным срокам. Сергея к 15-ти, а Александра к 17 годам лишения свободы в колонии строгого режима.

Иван Зеленский. Фото: СУ СК по Алтайскому краю

«У обывателя может сложиться впечатление, что хватило бы признательных показаний, однако это не так. Если они не подкреплены иными доказательствами, то не могут быть достаточными для предъявления обвинения. Тем более, что в этом деле младший брат отказался от первоначальных слов и выдвинул свою версию произошедшего, однако нам это удалось опровергнуть. Мы смогли установить и допросить новых свидетелей, более детально поработать со старыми материалами дела, провести судебные экспертизы, выводы которых подтвердили версию следствия. В итоге, полностью восстановив картину произошедшего, мы поняли, что все сделали правильно и ошибки тут нет. Точку в этой истории поставил суд», – резюмировал следователь Следственного комитета Иван Зеленский.