В минувшую субботу в посёлке Новосиликатном, который является частью Барнаула, на улице Новосибирской маршрутка сбила пешехода, который переходил дорогу в неположенном месте. По словам очевидцев, пешеход погиб. Случилось это на рассвете – водитель не успел вовремя разглядеть мужчину, выходящего на дорогу из-за деревьев.
В среднем каждый день в Алтайском крае совершается три наезда на пешеходов. Так, по данным регионального управления МВД, к середине августа в крае произошло 678 наездов автомобилей на пешеходов. 40 человек погибло, в том числе двое детей. И 533 человека получили телесные повреждения, в том числе 144 ребёнка. Каждое четвёртое подобное дорожно-транспортное происшествие происходит по вине пешеходов, хотя ГИБДД старается почаще переложить вину на водителя – так, сбитый на пешеходном переходе гражданин всегда будет признан правым, даже если выскочил на него ночью, в чёрной одежде, бегом из-за кустов. Но даже при таком, смещённом на вину водителя подходе – 22 смерти пешеходов в 2018 году признаны их собственной виной – больше половины случаев.
Наезды в межсезонье
Прогноз дорожной безопасности пешеходов на осень и начало зимы в Алтайском крае неутешительный. В межсезонье число наездов на людей увеличивается, так как видимость и дорожные условия ухудшаются, а число пешеходов растёт – идут занятия в школах и вузах. Так, в начале сентября солнце в Барнауле всходило в полседьмого утра, а закатывалось за горизонт в восемь часов вечера. Ночь наступает уже раньше возвращения многих людей с работы домой. А к середине сентября солнце будет вставать на полчаса позже, а закатываться на полчаса раньше. К концу декабря день уменьшится до промежутка с 9.40 утра до 17 часов вечера – путь на работу, в школу, в детский сад будет пролегать в темноте. И обратно, домой, тоже. В этих условиях актуализируется главная проблема пешеходов Алтайского края – их незаметность в тёмное время суток. Статистика по ночным наездам не радует.
По информации директора экспертного центра «Движение без опасности» Вадима Мельникова, невидимость пешеходов в ночное время является самой большой дорожной проблемой Алтайского края. Тем более что сейчас начинается самый сложный период с точки зрения безопасности на дорогах. Общественники стараются вести в Барнауле и в крае разъяснительную работу хотя бы среди школьников, в рамках проекта «Навстречу безопасности», внушив им, как критически важно обозначать себя на дороге для других участников движения.
Проблему признают и сами сотрудники ГИБДД, которые при этом говорят, что с пешеходами по повышению их заметности на дороге пока не работают – нет указаний сверху. Проще взымать с людей штрафы за переход в неположенных, но хлебных для ДПС местах – там, где логика движения граждан расходится с установленными знаками и разметкой – как, к примеру, на улице Малахова перед улицей Юрина, где пешеходный переход через малую Малахова обозначен перед остановкой общественного транспорта. А люди, выходящие из автобусов и спешащие в больницы, переходят узкую улицу с минимальным движением напрямик – ведь ограждения проезжей части на этом участке нет. И попадают в руки экипажа ДПС, который выписывает штрафы как на конвейере. Малая Малахова в этом месте не является очагом аварийности, в отличие от улицы Малахова в районе улицы Волгоградской, где за прошлый год на плохо освещённой «зебре» сбили десять пешеходов, в основном ночью.
И подобных тёмных ночных мест, где за год совершается множество наездов на пешеходов, в краевом центре несколько, есть они и в других городах Алтайского края. Безопасность в таких местах при пассивности властей во многом зависит от самих пешеходов и их осмотрительности.
20 августа в Бийске на перекрёстке улиц Разина и Липового сбили девочку – она перебегала дорогу по пешеходному переходу, но из-за припаркованного в правом ряду автомобиля не увидела машину во втором ряду. Водитель также не разглядел ребёнка из-за плохого обзора и не успел среагировать.
Утром 10 августа в Рубцовске на проспекте Ленина на пешеходном переходе сбили женщину. Вечером 3 августа в Бийске автомобиль совершил наезд на пешехода на улице Шишкова. А вечером 31 июля в Барнауле в районе перекрёстка улиц Титова и Глушкова 33-летняя женщина за рулём «Ниссана» совершила наезд сразу на двух пешеходов – 62-летнюю женщину, которая погибла на месте, и 8-летнюю девочку, которую госпитализировали в городскую больницу. При несомненной вине водителей в данных происшествиях пешеходы могли бы избежать тяжёлых последствий, если бы были осторожнее.
Вина водителя, жизнь – пешехода
По статистике, за год в различных ДТП страдает около 200 тыс. россиян и больше 20 тысяч – погибает. Больше 10 тыс. водителей в стране ежегодно осуждается по статье 264 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств», повлёкшее по неосторожности тяжкий вред здоровью человека или его смерть) и получают реальные сроки. Но в половине случаев адвокаты подсудимых усматривают вину и самих пострадавших и погибших, в том числе пешеходов, которая, по сложившейся судебной практике, учитывается мало. Формально – виновен в большей степени водитель, как управляющий источником повышенной опасности – автомобилем.
Однако разница между пешеходом и водителем на дороге слишком велика. Пешеход может быть трижды прав, но при столкновении с автомобилем его не защищает ничего, тогда как у водителя есть ремень и подушка безопасности, а также метр капота автомобиля со всем его содержимым. Последствия наезда для пешехода могут быть очень печальны, тогда как для водителя они не столь велики – деньги на лечение пострадавшего или лет пять отсидки в колонии-поселении. Отбыв срок, водитель возвращается к нормальной жизни, а пешеход остаётся инвалидом на всю жизнь. Или погибает. Поэтому при всей правоте при пересечении улицы в городе безопасность для пешехода более насущная задача, чем для водителя. Человек на пешеходном переходе должен думать и за себя, и за тех, кто сидит за рулём.
К сожалению, как отмечают эксперты по безопасности движения, более трети пешеходов при плохой видимости на дорогах не предпринимают никаких дополнительных мер, чтобы обезопасить себя – одежда со световозвращающими элементами среди взрослого населения имеет ещё низкую распространённость. Хорошо хоть школьников в крае стараются снабдить брелоками, браслетами и наклейками на ранцы с яркими отражателями.
Сегодня в крае задумались об установке светоотражающих элементов на одежду и даже костыли пенсионеров. Но пока общественники раздают фликеры, ретрорефлекторы и катофоты учащимся и пенсионерам, прочим гражданам стоит самостоятельно задуматься, как обозначать себя на дороге для водителей в вечернее и ночное время?