В минувший четверг в посёлке Южном в Барнауле не смогли разъехаться два автомобиля – «Лада Самара» и «Тойота Авенсис». По одной из версий – водитель иномарки отвлёкся на телефон и выехал на полосу встречного движения.
Скорость у автомобилей была приличная, они столкнулись, оба автомобиля получили серьёзные повреждения. Водителя «Лады», которого зажало искорёженным кузовом, пришлось вызволять спасателям. Мужчину отправили в реанимацию в краевую клиническую больницу. По сообщению в сообществе «Барнаул 22», ребёнок-пассажир не пострадал – отделался ушибами.
Очаги аварийности
В целом посёлок Южный считается в краевом центре относительно спокойным – дорожно-транспортные происшествия тут происходят не настолько часто, чтобы хоть какое-то место было признано «очагом аварийности». Хотя по пути к нему, на Змеиногорском тракте, по данным общероссийского проекта «Безопасные и качественные дороги», таких мест сразу пять. В том числе в районе Телецентра и медицинского кластера у краевого онкологического центра «Надежда». Всего в Барнауле около 60 очагов аварийности, но в конце 2018 года должно остаться не более 30, что позволит городской агломерации столицы края претендовать на финансирование по федеральной программе развития транспортной инфраструктуры. «Очагом аварийности» признаётся перекрёсток или участок улицы, на котором в течение года зарегистрировано более двух ДТП с пострадавшими.
В центре на проспекте Ленина сейчас только два аварийных перекрёстка – с улицей Анатолия и улицей Гоголя. Дальше по красной линии аварийностью отличаются площадь Октября и выезды у Нового рынка.
На Красноармейском проспекте аварии часты на пересечении с улицей Партизанской и на пешеходном переходе в районе Пролетарской. Опасными пешеходными переходами являются и два на проспекте Строителей – в районе краевого Дома моделей и улицы Деповской. А вот забитый транспортными заторами участок Строителей и начала Павловского тракта в районе моста аварийностью не отличается.
На самом Павловском тракте «очагами аварийности» на схеме мест концентрации ДТП являются перекрёстки с улицами Бабуркина, Георгиева, пешеходный переход в районе Малахова и возле старой «Ленты».
Очень напряжённая ситуация складывается на перекрёстке улиц Малахова и Юрина. Там и автомобили сталкиваются на кругу, и два пешеходных перехода водители замечать не хотят. Не видят пешеходов и на улице Антона Петрова в районе торгового центра «Огни». Причём водители с обеих сторон дороги.
Аварийным было и соприкосновение улиц Власихинской и Малахова, но с тех пор как там организовали круговое движение – число аварий значительно снизилось.
Вообще, по карте очагов аварийности барнаульской агломерации можно изучать привычки водителей. Так, на пересечении улиц Попова и Антона Петрова они осторожны, зато на следующем перекрёстке с улицей Исакова могут рисковать. Так же, как и при развороте через трамвайные пути на улице Попова, между улицами Юрина и Гущина.
Зелёный змий за рулём
В прошлом году в Алтайском крае произошло 3206 дорожно-транспортных происшествий, попавших в годовой отчёт ГИБДД, это на 3,1% меньше, чем в 2016 году, но число всё равно остаётся значительным. В авариях в 2017 году погибли 297 человек, получили различные травмы 3949 человек. По сравнению с 2016 годом число пострадавших уменьшилось больше чем на сто человек, но, к сожалению, погибших на 40 человек стало больше.
Почти 30 человек из этого скорбного прироста – на совести пьяных водителей. Если в 2016 году по их вине погибли 67 человек, то в 2017 году – уже 96 человек – рост на 43%. Всего по вине нетрезвых водителей совершено за год 343 ДТП, в которых пострадали 462 человека.
Несмотря на введение в 2015 году уголовной ответственности за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения, число лиц, совершающих данное преступление, остаётся в крае почти неизменным – за год их число сократилось всего на 0,8% – повторно задержано 1820 водителей. Цифра – более чем серьёзная.
Основными видами дорожно-транспортных происшествий являются наезды на пешеходов (1114 случаев – почти 36% от всех ДТП) и столкновения транспортных средств – 1027 ДТП. И если чисто автомобильные аварии ещё как-то можно объяснить увеличивающимся каждый год числом машин, то большое число пострадавших пешеходов при ужесточении мер за непропуск пешеходов на переходах можно трактовать только как повышение безответственности со стороны этих самых пешеходов.
По словам начальника краевого ГИБДД Петра Богомолова, примерно в четверти случаев при наезде на человека устанавливается вина пешеходов – как в недавнем случае на улице Трактовой, где, по предварительным данным, человек вышел на проезжую часть неожиданно для водителя и попал под колёса. На проблемной улице в этом году будут улучшать освещение, чтобы различные участники дорожного движения замечали друг друга издалека. Но факт остаётся фактом – шагнуть на дорогу там, где удобно перейти, а не там, где расположен пешеходный переход – пока обыденность для жителей края.
Другая проблема сбитых пешеходов – переходы. В 371 случае в прошлом году пешеходы попадали под колёса на «зебре». Формально они были правы, но по факту пострадали. Закон строго наказывает водителей, но лечиться, если повезёт, приходится тем, кто перед выходом на переход не убедился в том, что их пропускают. И такое требование в правилах тоже содержится, только пешеходы экзамены по ПДД не сдают.
Наезды на пешеходов занимают вторую строчку причин аварийности в крае, опережая столкновения при выезде на полосу, предназначенную для встречного движения (341 случай) и уступая только автомобильным ДТП на перекрёстках с нарушением очерёдности проезда (457 случаев). Инспекторы ДПС с пешеходами работают, но каждого за ручку через улицу не переведёшь – про свою безопасность каждый должен думать сам.
Сберечь детей
Особые усилия ГИБДД края направлены на снижение дорожного травматизма среди детей и подростков. В течение года с участием родителей, педагогов, внештатных сотрудников полиции, юных инспекторов движения, представителей общественных формирований проводилось множество пропагандистских акций – направленных как на детей, так и на водителей. Таких, как акции «ПДД – правила жизни», «Детям – безопасные дороги», «Автокресло – детям!», «Юный водитель», «Будь ярким! Стань заметным».
В итоге удалось снизить число ДТП с участием несовершеннолетних на 2,7%, а число детей, получивших телесные повреждения, – на 2,9% (428 детей). Самое главное, значительно, на 23%, удалось сократить число погибших детей – их в прошлом году было 10. Но цель ГИБДД, как и всего общества, чтобы погибших в ДТП детей не было совсем. Если водитель ещё может быть главным виновником своей аварии, то ребёнок заведомо сторона, страдающая от действий или бездействия взрослых.
Борьба за безопасность дорожного движения в крае, снижение числа пострадавших и погибших, ликвидация очагов аварийности – работа долгая и трудная. Несмотря на всевозможные оптимизации штатной численности, ГИБДД края удаётся заниматься ею с видимым позитивным результатом – по сравнению с 2012 годом число погибших в ДТП в расчёте на 100 тыс. населения региона снизилось с 20 до 12,6. А в пересчёте на 10 тыс. зарегистрированных автомобилей – снизилось за тот же период с 6,1 до 3,5 человека.
Но одних усилий инспекторов ДПС не достаточно. Нужна осознанность безопасного поведения на дороге, как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов.
Мнение эксперта
Начальник УГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю Пётр БОГОМОЛОВ:
– Результатом целенаправленной работы в 2017 году стало снижение количества дорожно-транспортных происшествий и лиц, получивших телесные повреждения.
Нами выполнен показатель федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» по сокращению смертности от ДТП. По сравнению с 2012 годом она сократилась на 27,3%, в то время как пороговый показатель составлял 12,86%.
В 2017 году в результате правоприменительной деятельности должностными лицами подразделений Госавтоинспекции вынесено более 860 тысяч постановлений по делам об административных правонарушениях.
Особое внимание мы уделили и водителям, управляющим транспортными средствами в состоянии опьянения. В течение года мы провели более 600 целенаправленных мероприятий по их выявлению не только в крупных населённых пунктах, но и в самых отдалённых. Показывает свою эффективность в данном направлении использование сил сводных отрядов дорожно-патрульной службы, то есть мы объединяем наряды ДПС нескольких подразделений полиции, тем самым увеличивая их присутствие на конкретной территории. Всего профилактировано более 14 тыс. водителей в состоянии опьянения.
Кстати
В крае работает 57 комплексов фото- и видеофиксации нарушений, 9 из которых уставлены в 2017 году – 43 стационарных, 10 передвижных и 4 мобильных. В местах установки комплексов происходит закономерное снижение количества дорожно-транспортных происшествий.