«Ребенок - сын сатаны, жена – демон». Убить семью Липатову приказали голоса

Липатов пытался настроить свое сознание, чтобы оно выдавало ему нужную идею буквально по щелчку пальцев. © / Прокуратура Москвы, Фото: соцсети / Коллаж АиФ

В крови 39-летнего экс-сотрудника Центробанка, уроженца Алтайского края Александра Липатова, который в Москве вышвырнул с 16 этажа жену Милену и маленького сына, не нашли следов алкоголя и наркотиков. Медики выявили у него острое психотическое расстройство с признаками шизофрении. Мужчина признался, что убить родных людей ему «приказали» голоса. Алтайский клинический психолог Анастасия Ячменева прокомментировала altai.aif.ru диагноз и поведение мужчины. 

   
   

Принял антидепрессанты

Как сообщает Mash, после трагедии в воскресенье Липатов впал в кому, но уже к вечеру медики привели его в сознание. Никакой «запрещенки» в его крови не обнаружили, хотя многие предполагали, что мужчина употреблял. Анализы показали только следы антидепрессантов и женских послеродовых гормональных препаратов.

Придя в себя, Липатов пожаловался на страх и тревогу. По его словам, срыв случился из-за огромного объема работы, переживаний и недосыпа. Последнее время на службе он трудился над новым важным проектом.

«Липатов пытался настроить свое сознание, чтобы оно выдавало ему нужную идею буквально по щелчку пальцев. Причем это ему иногда удавалось. Он считал свою голову центром Солнечной системы, а мысли — планетами, которые летают вокруг. Мозг — ядро, которое контролирует степень притяжения нужных мыслей», — пишет «ЭГ» со ссылкой на источник.

Накануне трагедии Липатову почудилось, что за ним кто-то следит и хочет отобрать его проект. Он попытался успокоиться и принял на ночь огромное количество антидепрессантов. Но это не помогло преодолеть бессонницу. А утром случился нервный срыв. Он начал раскладывать по разным комнатам светлые и тёмные вещи. Жена назвала это бредом, и муж вышел из себя... Мужчина вдруг услышал какие-то голоса, которые говорили, что его годовалый ребёнок — сын сатаны, а жена — демон, и что их нужно убить…

«Это уже «живет» в психике человека»

По данным СМИ, проблемы с психикой у Липатова начались ещё несколько лет назад, когда он жил в Барнауле - мужчина лежал в местной психиатрической больнице. Говорят, его супруга Милена (она тоже родом из Барнаула) знала, что у мужа неладно со здоровьем. Но, видимо, не понимала, насколько серьезно.

   
   

«Предрасположенность к таким расстройствам уже «живет» в психике человека. Возьмем условно двух разных людей. Оба перерабатывают на работе. Оба стрессуют. Один — с предрасположенностью к заболеваниям шизофренического спектра, другой — без. Так вот у первого гораздо больше риска войти в «дебют» заболевания, потому что стресс и переработка как раз может ударить в это уязвимое место, в эту предрасположенность. Второй же скорее всего отделается чем-то условно более «легким» — например, выгоранием, эмоциональным истощением. Генез шизофрении до сих пор изучается, но генетический фактор считается одним из основных», - рассказывает клинический психолог Анастасия Ячменева.

По словам врача, основными препаратами для лечения психозов считаются нейролептики (антипсихотики). А антидепрессанты (их в большом количестве употребил Липатов накануне трагедии, прим. ред.) могут входить в состав комбинированной терапии при шизофрении. Но при всех тех симптомах у Александра, что указываются в СМИ, одними антидепрессантами явно было не обойтись. Что касается женских послеродовых гормональных препаратов (их тоже выявили в крови Липатова), то тут вопрос открытый.

«Вероятно, в момент приема препаратов он уже был в предпсихотическом состоянии, поэтому мог просто хаотично выпить все, что попалось. Это называется «нарушение тестирования реальности» - человек уже не в состоянии придать действиям логическую и последовательную форму», - объясняет специалист.

Бред и галлюцинации

Странные мысли, раскладывание тёмных и светлых вещей по разным комнатам - все это, по словам Анастасии Ячменевой, может быть признаками «шизфоренического симптомокомплекса». Но, опять же, нужно учитывать все обстоятельства, знать весь анамнез.

«Навязчивые идеи о своем разуме как о центре Солнечной системы, как о чем-то великом и масштабном, бред преследования и страх, что его идеи хотят украсть – все это очень напоминает симптомы бредового или галлюцинаторно-бредового синдрома. А эти симптомы, в свою очередь, могут возникать на фоне разных психических заболеваний, в том числе, шизофрении. Систематизация по цветам похожа на навязчивые действия (компульсии). Я, естественно, все это лишь предполагаю», - говорит Анастасия.

Голоса, которые слышал Липатов – возможно, так называемые «императивные» голоса, которые могут «приказывать убить». Они считаются наиболее опасными из всех галлюцинаторных проявлений.

Но можно ли было избежать трагедии? Могла ли жена предпринять какие-то меры?

«Однозначно не скажешь. Возможно, ей следовало было сходить на консультацию к участковому психиатру, проконсультироваться самой, как правильно поступать, если рядом находится человек в состоянии, далеком от нормального. Может быть, получилось бы вызвать врача на дом. Но вообще алгоритм действий при таких случаях зависит от множества факторов», - отметила Анастасия Ячменева.