Назначение в конце октября прошлого года нового министра здравоохранения Алтайского края, возродило надежды врачебного сообщества региона на поворот системы здравоохранения к большей эффективности, лучшей оплате труда и решению многих кадровых и организационных вопросов.
Новый министр здравоохранения Дмитрий Попов с самого начала продемонстрировал готовность разобраться во всех проблемах алтайского здравоохранения и открытость к диалогу с обществом, в том числе профессиональным – врачами, медицинским персоналом, которые видят ситуацию изнутри.
Своим мнением, на что стоит направить усилия обновлённого минздрава, поделился с газетой «АиФ-Алтай» заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор Артур Аскалонов.
Поднять старые архивы
- Артур Александрович, нельзя, вероятно, мигом решить все проблемы, которые годами накапливались в краевой системе здравоохранения?.. Стоит, возможно, начать с общего анализа…
- Анализ ситуации в медицине Алтайского края, о котором говорил новый министр здравоохранения региона, как известно, предполагает всестороннее изучение предыдущего опыта. На основе этого можно получить новое, более высокое качество медицинской помощи. Тем более, что в организации алтайского здравоохранения есть что исследовать и изучать.
Например, заявление о создании и развитии межрайоных медицинских центров. Если заглянуть в историю здравоохранения края, межрайонные медицинские центры были сформированы на территории нашего края в 80-ых годах прошлого века и работают с той поры устойчиво и продуктивно.
Можно привести в пример межрайоный центр по травматологии и ортопедии, созданный врачом высшей квалификации Виктором Чумаковым. О работе межрайоных отделений этого профиля мог бы рассказать профессор Владимир Пелеганчук – он осуществлял тогда методическое руководство, подготовку кадров.
В 80-90-е годы прошлого столетия в Алтайском крае, впервые в отечественном здравоохранении, были разработаны технологии, обеспечивающие согласованную работу всех медицинских учреждений края. Особое значение в работе придавалось функционированию первичных звеньев доврачебной и врачебной помощи. Именно на этом уровне максимально реализовывалась первая ипостась здравоохранения – профилактика.
В Алтайском крае было около 1300 ФАПов на 2000 сел. А ещё 500 колхозно-совхозных профилакториев и около 150 участковых больниц и врачебных амбулаторий.
Целью этой работы были: снижение младенческой и материнской смертности, потерь трудового потенциала в связи с болезнями и травмами у лиц работоспособного возраста, снижение смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы и онкозаболеваний. Для достижения этой цели были разработаны стандарты медицинской помощи, время её оказания, необходимый уровень знаний и умений специалистов в учреждениях разного уровня, табели оснащения лечебно-профилактическим оборудованием, критерии качества и многое другое.
С тех пор многие наработки, конечно, утеряны. Тем не менее, в крайздраве все документы по взаимосвязи разных уровней медицины есть – стоит их только поднять, стряхнуть пыль. Изменились технические средства, но принципиальная рабочая схема была создана раньше.
Организация работы здравоохранения в Алтайском крае, особенно сельского, в 80-90 годы оценивалась Минздравом России как лучшая в стране.
Найти системный подход
- Что изменилось с тех пор?
- Медицина как была, так и осталась государственной (по Конституции!) – с этой точки зрения ничего не поменялось. Чем медицина сегодня отличается от советской в лучшую сторону - так тем, что из-за границы пришли лекарства. Высокоэффективные, которые действительно лечат.
Второе – огромные закупки высокотехнологичного западного оборудования - счёт идёт на миллиарды рублей. Аппарат МРТ можно найти даже в «подворотне». В советское время этого практически не было или было в крупных столичных центрах. Получается следующее: человек приехал, заплатил пять тысяч, обследовался и побежал на автобус до Кытманово. Конечно, это не правильный подход. МРТ нужно применять только тогда, когда за ним следует серьёзное медицинское сопровождение. Ранее разработанными стандартами был определён объём и содержание помощи на каждом уровне.
Над проблемой продолжительности жизни, здоровья сейчас работают многие учёные и специалисты. Медицина должна занять свою нишу, её роль весьма важна.
Где кадры?
- Можно ли выстроить эффективную систему при существующей в крае нехватке кадров?
- Часто слышу о нехватке врачей в крае. Но у нас врачей раза в два больше чем в любой европейской стране, в пересчёте на 10 тыс. населения (в Германии их 22-24 – у нас 50). Но где наши? Почему не хватает терапевтов и хирургов? Причина в том, что часть врачей уходит на менее ответственные, но более доходные участки работы – например, в узи-диагностику, а часть – в частный сектор, где нет бюрократии, зато есть заработки. Вопрос как всегда в зарплатах.
Генеральный прокурор предложил приравнять зарплату прокуроров к зарплате судей, то есть повысить в 2-3 раза – хорошая инициатива. А почему бы министру здравоохранения РФ не предложить такое Правительству?
В моей родной больнице моторного завода, ныне городская больница № 11, сегодня не хватает медицинских сестёр - на их должностях работают студенты мединститута. Уровень ответственности не тот, подготовка не та, они ещё учатся. А квалифицированная сестра очень много может сделать. И должна. Но получает медсестра ничтожные для взрослой женщины деньги, которая имеет детей и хочет хорошо выглядеть. Зарплата – это проблема.
Следующий вопрос – квалификация врачей. Он также тесно связан с зарплатой. При достойной оплате труда наши специалисты смогут подняться до уровня современных медицинских практик. Этому следует обучать в крупных федеральных центрах.
- Какова роль главного врача?
- Главный врач – это особая специальность, непросто администратор, это аналитик и стратег, который направляет свой фронт работ на профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию. Главный врач должен владеть механизмом управления медицинскими технологиями, основами системного анализа, знать методы принятия решений, основы экономических знаний. Следовало бы в вузе ввести такие факультативные курсы.
Ответственность частника
- Хочется теперь и о достижениях, например, начали выхаживать детей с весом в 500 граммов...
- По моему мнению, выхаживание детей в 500 граммов - это достижение «со слезами на глазах». Надо наладить дородовую генетическую диагностику, когда можно сказать женщине - вам не рекомендуется вынашивать дальше беременность. Ребёнок будет больным. Выходить можно, но это камень на шее семьи и общества, социальный, экономический. Это отдельный разговор – выбор за человеком, за семьёй, позиция медицины должна быть гуманной, но риски нужно выявлять заранее и сообщать о них. Такие недоношенные дети, которых выхаживают, не гордость общества, а беда – диагностики, подготовки и ведения беременности.
- Какова роль частной медицины?
- Ещё несколько лет назад поинтересовался в нашем комитете по здравоохранению АКЗС – есть масса законов, которые регламентируют работу государственного здравоохранения. А где законы о частном здравоохранении? Где надзор, результат, требования? Их труд должен быть очевиден с точки зрения укрепления здоровья общества. Через частную медицину проходит сотни тысяч пациентов, миллионы рублей, а ответственности, по сути, никакой за качество медицинской помощи. Нужна защита от сомнительных процедур, где нужно платить деньги. Нужна защита от мошенников или непрофессионалов – тем более что речь идёт о здоровье человека и общества. Как в частной, так и в государственной медицине работа должна ориентироваться на результат.
Досье АиФ:
Артур Аскалонов, доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный врач РФ. Родился в 1940 году. Окончил Алтайский государственный медицинский институт, работал врачом-хирургом медсанчасти Барнаульской ТЭЦ, главным врачом МСЧ шинного завода, главным врачом медсанчасти моторного завода. В 1981- 1990 годах был заведующим крайздравотделом, в 1996 - 2000 годах - председателем комитета по здравоохранению администрации Алтайского края. В 1990 году был избран народным депутатом РСФСР, в 1990 – 1993 годах работал председателем комитета по охране здоровья Верховного Совета РСФСР. В 1994 – 1996 годах руководил фондом обязательного медицинского страхования Алтайского края.