«Как самочувствие? Есть ли температура?» – на эти и другие вопросы врача жительница Бийска Анастасия теперь отвечает по скайпу ежедневно. У девушки – положительный тест на коронавирусную инфекцию, болезнь протекает в лёгкой форме, проживает она одна, поэтому не госпитализирована, а находится на амбулаторном лечении. А теперь – интересная деталь: Анастасия живёт в Бийске, а наблюдают её врачи Барнаула!
Дома и под постоянным контролем
Удалённо следить за самочувствием пациентов помогает современная информационная система – Центр амбулаторного наблюдения за пациентами с коронавирусом. Он создан на базе Краевого центра медицинской профилактики. Сейчас в его работе задействовано 25 специалистов, которые применяют технологию «врач – пациент». Они ведут больных с лёгкой формой коронавируса с помощью всего двух инструментов – телефона и сайта online-visit.ru. Как это работает?
«Состояние пациента контролируется удалённо с помощью специальных чек-листов с набором вопросов, – рассказывает главный врач Краевого центра медицинской профилактики Татьяна Репкина. – Один раз в сутки врач обзванивает больных и спрашивает их о состоянии – наличии кашля, одышки, температуры и прочем. Специалисты центра чётко знают, в каком случае необходимо вызвать на дом к пациенту участкового врача, а в каком – безотлагательно проводить компьютерную томографию лёгких и вызывать «скорую».
Заметим, что если врач не дозвонился до больного коронавирусом, он передает эту информацию в МВД.
По данным Министерства здравоохранения региона, с начала мая специалистами Центра амбулаторного наблюдения проведено 58 982 консультации «врач – пациент».
Создание этого центра стало возможным благодаря активной реализации в регионе национального проекта «Здравоохранение», главные цели которого – увеличение продолжительности жизни, снижение смертности, улучшение доступности и качества медицинской помощи.
«Информатизация здравоохранения региона уже сегодня показывает положительные результаты, особенно в период пандемии», – подчёркивает директор КГБУЗ «Медицинский центр – управляющая компания Алтайского медицинского кластера» Виталий Азанов.
Без потери драгоценного времени
Вот ещё один из примеров. На базе Краевой клинической больницы в первый месяц распространения коронавируса в регионе был организован консультативный центр для специалистов. Сюда поступает вся информация о больных с пневмониями, в том числе и ковидными. Центр работает по технологии «врач – врач»: когда медицинский случай представляется сложным или неоднозначным, врачи на местах могут получить консультацию более опытного коллеги или консилиумное решение специалистов разного профиля. Это помогает избегать ненужных личных обращений к докторам, делает врачебную помощь оперативней.
Врачи на местах на каждого больного заполняют оценочные листы, в итоге выводится балл степени тяжести пневмонии – низкая, средняя и высокая. Специалисты центра ежедневно просматривают пофамильный список и могут принимать решение о транспортировке пациента в другую больницу либо корректировать тактику ведения пациентов. Отметим, что за последние три месяца специалистами регионального дистанционного консультативного центра проведено 6490 консультаций «врач – врач».
«Умные» гаджеты
В начале 2020 года бригады скорой медицинской помощи начали оснащать мобильными аппаратами ЭКГ, которые могут отправлять данные в кардиоцентр. Сейчас на автомобилях «скорой» в районах региона 230 таких аппаратов. Расшифровкой кардиограмм занимаются врачи краевой клиники при помощи системы-робота. Это позволяет быстро оценить состояние пациента и назначить ему соответствующее лечение либо принять решение о его госпитализации в профильную больницу. И только за последнюю неделю было выполнено больше 4000 исследований.
А благодаря тонометрам с SIM-картой и датчиком GPS врачи наблюдают за здоровьем пациентов с гипертонией. В программе сегодня участвуют 1500 жителей края, страдающих повышенным артериальным давлением и получивших «умные» тонометры. Люди просто измеряют давление, а прибор автоматически передаёт все данные в федеральный Центр кардиологии и «нужному» участковому терапевту. Если от пациента дважды в день не поступила информация, его давление резко выросло или упало, ему звонит врач, задает вопросы и даже вызывает «скорую».
Без сомнения, современные медицинские дистанционные технологии облегчат жизнь ещё тысячам земляков.
Для справки
В декабре 2019 года в реанимационных палатах начали применять систему, которая позволяет выводить изображение со звуком в один из консультативных центров Барнаула. Сейчас в крае существует три таких центра: на базе перинатального центра «ДАР» (консультируют детей до 20 дней жизни), Алтайского краевого клинического центра охраны материнства и детства (дети старше 20 дней жизни) и на базе Краевой клинической больницы (пациенты ковидных госпиталей).
Система, подключенная к 17 больницам региона, работает так: в реанимации возле кровати больного установлена камера, которая пишет не только изображение, но и звук. У лечащего врача имеется телефон, подключённый к сети WI-FI. Изображение в любой момент может просмотреть специалист консультативного центра, подкорректировать тактику лечения или перевести пациента из районной больницы в специализированную клинику.
Материал подготовлен при содействии Управления печати и массовых коммуникаций Алтайского края