Дмитрий Попов о новых медцентрах, зарплатах врачей и «ускорении» медпомощи

В уходящем году состав регионального правительства существенно обновился. Один из новых людей, со свежим взглядом на проблемы – министр здравоохранения Алтайского края Дмитрий Попов, который ранее был замминистра здравоохранения Красноярского края.

   
   

О том, какие проблемы в системе здравоохранения были выявлены на этапе мониторинга, и какие задачи поставлены на 2019 год, министр рассказал в интервью по итогам года.

Внимание селу

– Дмитрий Владимирович, каковы первые впечатления об алтайской медицине?

–   Структура алтайской системы здравоохранения очень похожа на красноярскую. Это касается количества медицинских организаций, врачей в них работающих. Но есть и кардинальное отличие. Доля сельского населения в Алтайском крае в два раза больше, чем в том же Красноярском крае. И это накладывает отпечаток на всю систему здравоохранения региона. В крае созданы современные центры с сильной материально-технической базой, с высококлассными специалистами, но есть и проблемы, как в любом другом регионе России.

– Насколько эффективна выстроенная в регионе система оказания медицинской помощи?

– Необходимо понимать, что здравоохранение – это не замкнутая система, она постоянно должна претерпевать изменения, которые вызваны потребностью общества, потребностью пациента. В наших медицинских учреждениях уже создана основа так называемого «бережливого производства», основанная на принципах доброжелательного отношения к пациенту, но и здесь надо двигаться дальше. Добиться качественного приёма пациента у специалиста – а это и правильная организация профилактических осмотров в два приёма, и оптимальная маршрутизация пациента, и своевременное назначение лекарственных препаратов, а также их получение. При направлении в краевые учреждения третьего уровня житель района должен чётко понимать, в какой день, в какое время и в каком кабинете его примет доктор.

– В Алтайском крае активно идёт оптимизация здравоохранения. Как оцениваете этот процесс?

   
   

– Что касается оптимизации, то это требования современной медицины, которые появились в XXI веке. Не секрет, что вся система здравоохранения страны имеет советское прошлое, наши больницы строились в 60-80-х годах. Мы понимаем, что медицинские технологии достаточно далеко шагнули вперёд. А следующий шаг реального роста – информатизация. Поэтому нам необходимо пересмотреть принципы организации работы. Например, широкополосный интернет приходит на уровень ФАПов. Это же даёт возможность фельдшеру проконсультировать пациента со специалистом краевого уровня, выписать рецептурный бланк и заказать препарат к себе. Технологии шагают вперёд, и мы не должны застрять в прошлом.

Ускорить оказание помощи

–  В чём заключаются принципы новых порядков оказания медицинской помощи?

– В первую очередь они позволяют выстроить чёткие отношения между медицинскими организациями разных уровней: ФАП, районная больница, центр. Например, при оказании помощи пациенту с инфарктом в отдалённом районе фельдшер скорой медицинской помощи сможет связаться со специалистом кардиоцентра, передать кардиограмму и получить консультацию по дальнейшей тактике лечения. Наша задача – максимально ускорить оказание экстренной и неотложной помощи пациенту любого профиля.

Кроме того, чтобы у пациента появилась возможность получить почти весь спектр медицинской помощи ближе к дому, в Алтайском крае в 2019 году начнётся формирование семи межрайонных центров.

В декабре мы провели «Ярмарку вакансий», где пообщались с выпускниками медуниверситета следующего года, рассказали о новых возможностях в межрайонных центрах. Мы надеемся, что центры дадут возможность молодому врачу самореализоваться.

– Но многих молодых врачей не устраивает заработная плата в регионе…

– Нельзя говорить о зарплате медработника в отрыве от уровня доходов в регионе. Сегодня уровень оплаты труда в здравоохранении края соответствует указам президента, даже немного больше. На 2019 год предполагается постепенное повышение зарплат, примерно на 11 процентов. 

– Тем не менее кадровый вопрос остаётся для нас одним из самых острых?

– Я уже не раз говорил о том, что быстро решить вопрос с кадрами и укомплектовать все штатные расписания, которые есть в Алтайском крае, – невозможно. Сегодня наша задача – выделить приоритеты по привлечению медицинских работников базовых специальностей. Это терапевты, педиатры, хирурги, акушеры-гинекологи, анестезиологи, реаниматологи. Именно на этих специальностях должны сконцентрировать внимание районные больницы, по данным направлениям надо готовить целевиков и обеспечивать им социальные гарантии, чтобы закрепить выпускника за медорганизацией.

Для уровня же межрайонных центров необходимы врачи узких специальностей, такие как кардиологи, неврологи, травматологи. Следующая задача – в перспективе обучить врачей смежным навыкам. Например, терапевта обучить расшифровке ЭКГ, спирографии, хирурга обучить навыкам ультразвуковой диагностики. 

– Как закрепить целевиков за определёнными больницами?

– В данном случае только жёсткое исполнение взаимных обязательств, которые даны на уровне подписания договора об обучении, позволит, с одной стороны получить грамотного специалиста, с другой, – работать врачу в том медучреждении, где он изначально предполагал. Целевик должен проходить практику в той медорганизации, где будет дальше работать.

Правильно распределить усилия

– Какие первоочередные задачи нужно решить краевому здравоохранению?

– Любая работа начинается с анализа. Сегодня работа министерства здравоохранения сконцентрирована на изменениях оказания экстренной неотложной медпомощи пациентам с болезнями системы крово-
обращения. Мы сформировали нормативную базу и в начале декабря подписали два первых приказа по оказанию помощи больным с острым коронарным синдромом и острым нарушением мозгового кровообращения.

Следующим нашим шагом будет написание приказа по оказанию медпомощи больным с подозрением на онкологические заболевания. Основная задача этого приказа – минимизация времени от момента подозрения этого заболевания, например, на уровне ФАПа, до консультативного приёма в онкодиспансере и последующего лечения пациента.

В большом крае с большой численностью населения, со своей ментальностью людей, с уже сложившейся системой здравоохранения, перенастройка системы оказания медпомощи займёт, вероятно, года два. Надо перестать постоянно тушить пожары – нужно найти очаг и один раз потушить. Для людей не должно быть экстрима: ни для населения, ни для медиков. Задача министерства – найти проблемы, правильно их оценить, как и свои ресурсы, и перейти к пошаговому решению. Тогда, спустя определённое время, в крае будет иное качество здравоохранения и иное отношение к нему у людей.

Смотрите также: