Григорий Владимирович, человек старой закалки, привык ходить по поликлиникам. Но когда ему понадобилась медицинская справка к любительскому забегу ветеранов, участковый терапевт огорошил: мы таких справок не даём.
Позвонил в Алтайский краевой врачебно-физкультурный диспансер, спросил – справки для бега даёте? Даём, какая команда, кто тренер? Любитель? А к нам любители не обращаются…
Полчаса и две недели
Стал обзванивать частные медицинские центры, благо, их в краевом центре больше 60-ти, и в 25 делают справки на оружие, водительские права, бассейн, детский сад. Уже во втором сказали – да, даём справки и для спорта, 700 рублей, когда вам удобно к нам подъехать?
Визит оказался скорым – улыбчивые девочки в белых халатах оформили договор, уложили на кушетку, прикрепили датчики, распечатали результат и отправили к доктору. Одинокий молодой врач коротал время, играя на смартфоне. Мельком глянул в распечатку, написал «допущен», поставил печать и пожелал удачи.
Только сев в машину, Григорий Владимирович осознал, что ничего за краткий визит в платную клинику о своём здоровье не узнал. Никаких обследований с маской на лице, на беговой дорожке, как требуют от спортсменов, не было. Как не было и расширенного анализа крови. И даже обыкновенного.
Когда пришло время обновлять водительские права, мужчина решил получить медицинскую справку традиционным способом – через поликлинику. Потратил больше 1000 рублей, потерял на походы к врачам в разных зданиях, работающих по разному графику, около двух недель. После чего подумал: а может, было можно сделать всё быстрее – за 1,5-2 тыс. рублей в том же медицинском центре? Ведь и справка для получения прав во многом такая же формальность, как и справка для спорта. Даже окулист, проверив остроту зрения, не стала проверять наличие у мужчины дальтонизма, хотя, по закону, лицам с нарушением цветового восприятия водительские права давать не должны.
По месту жительства
Большинство барнаульцев тратить деньги не любит. В том числе на визиты к врачам. И потому предпочитает стоять очереди в поликлиниках – сначала в регистратуру, потом к нужному кабинету. Если необходимо посетить несколько врачей – стараются взять талончики с небольшим разрывом по времени. Правда, раздражает правило нулевых талонов – их дают тем, кому выделенное время не досталось, с расчётом на расторопность врача, ведущего приём. Но зачастую пришедшие позже «нулевики» проходят врача раньше пришедших ко времени. Из-за того, что по негласному правилу их принято запускать в кабинеты через одного.
Особенно сложно пробиться на приём к некоторым узким специалистам. В одном случае женщина полтора месяца не могла попасть к хирургу, в итоге вылечила воспалившуюся пяточную шпору дедовским методом – лопухом. В другом случае полгода жительница Барнаула не могла попасть к невропатологу. В какой бы поликлинике ни наблюдалась – взять талончик невозможно. Хотя по территориальной программе государственных гарантий, утверждённой администрацией края, для плановых консультаций врачей-специалистов сроки ожидания не должны превышать 14 календарных дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию.
Получение справки для детей в детский сад или школу также может превратиться в многомесячный квест. К одним узким специалистам нужны талоны, ограниченное количество которых выдают только раз в неделю утром. Другие специалисты в отпуске. Третьих вообще нет в наличии. Зато в частных медцентрах справку будущему школьнику могут оформить за один-два дня, только стоит это около 10 тыс. рублей.
Совсем другая ситуация в коммерческих клиниках. Предварительная запись по телефону, аквариумы, телевизоры и мягкие сиденья в коридорах, всех специалистов можно пройти с минимальным ожиданием.
Ещё одно отличие – увеличенное время работы. Особенно важно это для детских клиник. Вечером, при возникновении неожиданной родительской проблемы, в участковой детской поликлинике работает только дежурный врач, к которому нужно попадать через фильтр-бокс. А в коммерческом центре может работать и узкий специалист.
Минусом коммерческих медицинских центров является не только плата за визит, но и возможный перерасход средств на прохождение обследований и анализов. Как признался врач платной клиники, у заведения, как и в любом бизнесе, есть план по прибыли. Даже если врач сразу видит причину заболевания и проблемы пациента, он обязан предложить посетителю пройти дополнительные обследования, сдать анализы для постановки диагноза. Сами анализы в разных клиниках проводятся по-разному. Где-то их делают добросовестно, хотя и излишне. В других местах результаты первых анализов почти всегда будут сомнительными, что потребует дополнительных исследований и затрат со стороны пациента. В третьих местах реальное исследование анализов вообще не проводится – сначала наугад пишутся показатели для назначения лечения, затем, после повторной сдачи анализов, в завершении курса терапии – нормальные показатели. В краевом центре преобладают добросовестные клиники, но даже они не застрахованы от лени со стороны персонала.
Впрочем, краевые учреждения здравоохранения тоже любят погонять пациента, чтобы, придя с одной проблемой, житель района прошёл почти полную диспансеризацию. Во-первых, на всякий случай. Во-вторых, для улучшения отчётности медучреждения по оказанию помощи.
За гранью работы любых клиник – получение медсправок через интернет. По сути, такие справки – «липа», но внешне выглядят, как настоящие – с синими печатями – как лечебного учреждения, так и врача.
В электронном виде
Чтобы сократить время пребывания пациентов в поликлиниках, Алтайский край в этом году, в числе других 37 регионов страны, присоединился к проекту «Бережливая поликлиника». Если сейчас среднее время пребывания человека в поликлинике составляет 40 минут, то при реализации проекта оно должно сократиться вдвое. Проект включает в себя организацию записи на приём к врачу через интернет, отсутствие очередей для сдачи анализов и забора их результатов, внедрение электронных медкарт пациентов. Пока проект реализуется в Барнауле в городской поликлинике №9 и детской городской больнице №1. По информации главного врача 9-й поликлиники Инны Анисимовой, оргтехникой оснащены уже все кабинеты приёма, увеличена возможность предварительной записи на приём через интернет практически ко всем специалистам.
Это уже вторая инициатива по оптимизации приёма в поликлиниках. Первый проект, «Открытая регистратура», по упрощению обращения человека к врачам, реализуется в регионе второй год.
Поможет ли внедрение электронных систем сократить очереди в государственных поликлиниках – покажет время. Но представляется, они всё же останутся. Врачей узких специализаций всё равно будет не хватать. Да и коммерческим клиникам нужно зарабатывать. Они более привлекательны для выпускников медуниверситета узких специализаций. В частном центре нагрузка на врача меньше, а зарплата выше. Так что ситуация с получением справок, больничных, обследованиями, похоже, будет сохраняться. Либо долго и дорого, либо быстро, но ещё дороже.
Мнение власти
Министр здравоохранения Алтайского края Ирина Долгова:
– Электронная услуга «Запись на приём к врачу в электронном виде» доступна для жителей Алтайского края с середины 2011 года. С момента внедрения электронной регистратуры в Алтайском крае через систему было выдано свыше 2,5 млн талонов, и на сегодняшний день ежемесячно фиксируется свыше 70 тыс. обращений, из них 60% – через региональный портал самозаписи, 20% – через мобильные приложения. Все перечисленные виды электронной записи на приём к врачу доступны для всех жителей края.
Интернет-талоны выставляются к врачам следующих специальностей: терапевт, педиатр, врач общей практики, гинеколог, стоматолог, зубной врач. Количество электронных талонов составляет не менее 30% от общего количества талонов. По усмотрению администрации медицинской организации может быть предоставлена возможность самостоятельной записи пациентов к специ- алистам узкого профиля.
Когда гражданин не может получить медицинскую услугу, рекомендуется обращаться к представителю страховой медицинской организации, который обеспечивает защиту прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, урегулирует вопросы получения доступной медицинской помощи.
Нужные справки
- В бассейн – нужна всем детям и взрослым, которые посещают бассейн, куда ходят дети. Срок действия справки – 3 месяца.
- Для водителей – нужна для получения и обмена водительского удостоверения.
- Для поступления в вуз или оформления на работу – о профпригодности.
- В детский сад и школу. О том, что нет противопоказаний для посещений детского сада.
- Для получения медицинской книжки. Если деятельность связана с продуктами, детьми, другими людьми. Нужна учителям, врачам, продавцам на рынках и в магазинах.
- Для оформления санаторно-курортной книжки.
- Для спортивных состязаний. Выдаётся как на разовое соревнование, так и на полгода.
Смотрите также:
- Дмитрий Попов о новых медцентрах, зарплатах врачей и «ускорении» медпомощи →
- Бывший главврач рассказал, почему закрылся Новоалтайский роддом →
- Акушер-гинеколог Светлана Дубошина: «Не лечить, а вылечивать!» →