«Красный дьявол» и белая «муть». Какого цвета бывает «химия» для онкобольных

В основе красной химиии – два препарата из группы антрациклиновых антибиотиков. © / Александр Фирсов / АиФ

Многим известно, что химиотерапия – это один из способов лечения рака. Однако те, кто напрямую не сталкивался с этой коварной болезнью, вряд ли знают, что «химия» бывает разноцветной. Для лечения опухолей существует около сотни препаратов, а их комбинаций – в разы больше: в них можно просто запутаться. Поэтому пациентам проще ориентироваться по цветам.  В Алтайском краевом онкодиспансере рассказали, каких цветов бывает «химия».

   
   

Желтая «антивитаминка»

Самая старшая – желтая химиотерапия. Ее основной компонент – метотрексат. Его синтезировали почти 80 лет назад, чтобы заблокировать доступ фолиевой кислоты в раковые клетки. По сути, это антивитаминка для раковых клеток.

Когда-то эта схема была основной в терапии опухолей яичников, молочной железы, кожи, легких и саркомы. И она считалась относительно легкой: волосы на голове, хоть и сильно поврежденные, оставались.

Однако сейчас желтую химию используют редко, в основном, только при злокачественной опухоли, развивающейся вместо беременности - хореокарциноме матки. Никакие инновационные лекарства в этом случае так и не смогли заменить метотрексат.

Ярко-красный цвет

В основе красной химии – два препарата из группы антрациклиновых антибиотиков. Их прототипы обнаружили в грибах, колонии которых под микроскопом были ярко-красного цвета. Отсюда и название – «красный дьявол».

Схему использовали десятилетиями при лечении множеств опухолей. Однако со временем нашли более эффективные препараты, и комбинация ушла из терапии, например, немелкоклеточного рака легкого, но осталась в лидерах при лечении его мелкоклеточной формы. Также при раке молочной железы благодаря добавлению к схеме еще одного компонента ее эффективность только повысилась. А вот при раке яичников красная «химия» тоже спустилась в самый низ рейтингов.

«Очевидно, что красная химия бьет не только по раковым клеткам, но и по клеткам других органов и тканей. Одна из самых ярких побочек – кардиотоксичность, или повреждение сердечной мышцы», - уточнили в онкодиспансере.

   
   

Белая и мутная

Так называемая белая химия - не столько белая, сколь мутная – из-за особенности основного компонента таксана мутнеть при растворении в касторовом масле.

Белая химия появилась в 90-е годы прошлого века и постепенно вытеснила красную в борьбе с раком яичников. Также она показала высокую эффективность в лечении рака молочной железы.

«Плюс к этому белая химия продемонстрировала определенный эффект в борьбе с метастазами рака молочной железы в печени, рака желудка, поджелудочной и предстательной желез», - уточнили специалисты.

По их словам, белая химия тоже имеет кардиотоксичность, а еще может оказывать негативное воздействие на периферическую нервную систему. Например, стать причиной повреждения нервов в конечностях, что сопровождается болью, онемением или покалыванием в ладонях или стопах.

Из голубой краски

Препараты синей «химии», входящие в ее основу, синтезировали из антрацендионовой голубой краски. Когда-то синей химией пытались лечить рак молочной и предстательной железы, опухоли ЖКТ, мочевого пузыря, шейки матки, лимфому Ходжкина и заболевания крови.

«Но в настоящее время в практике нашего диспансера такая химия не используется в связи с утратой актуальности. Сегодня ее полностью вытеснили более эффективные средства». – пояснили в онкодиспансере.

Специалисты отмечают, что побочные эффекты при химиотерапии есть практически всегда в разной степени выраженности. Но большинство побочек врачи научились успешно профилактировать. С этой целью для каждого препарата разработаны собственные курсы поддерживающей терапии.

«Разноцветная «химия» - это исключительно пациентская история.  Врачи такими обозначениями не пользуются. Самое главное, что должны понимать пациенты: цвет лекарства не имеет никакого значения, самое главное - применять средство правильно», - подчеркивают специалисты.