Может ли охранник супермаркета задержать и обыскать покупателя, которого подозревают в краже?
Отвечает Роман Алексеевич Виноградов, специалист в области гражданского права:
- Несмотря на то, что сотрудники охраны зачастую одеты в форму, они не являются сотрудниками правоохранительных органов. Это либо персонал, нанятый непосредственно руководством магазина, либо сотрудники частных охранных предприятий.
Основная задача персонала охраны следить за общественным порядком в супермаркете и наблюдать за покупателями. И лишь в случае обоснованных подозрений в краже они имеют право вежливо попросить посетителя супермаркета задержаться, и после чего вызвать полицию.
При этом охранник вправе также предложить покупателю показать содержимое сумки. Однако выполнять данное требование покупатель не обязан!
Если покупатель подозрительно долго стоит у полки с товаром, но никто не видел, что он взял товар и положил его в сумку, нет абсолютно никаких оснований для предъявления к нему требований.
Сотрудники охраны супермаркетов не имеет права проверять содержимое карманов покупателей, их личных вещей, выдвигать какие-либо обвинения в адрес покупателей, надевать наручники или применять какие-либо спецсредства (за исключением экстренных случаев). Требование пройти в подсобные помещения является также незаконным и может быть расценено правоохранительными органами как незаконное лишение свободы!
В случае превышения сотрудниками охраны своих полномочий, покупателю необходимо обратиться с заявлением в полицию. При этом покупатель вправе, в том числе и в рамках уголовного дела, заявить иск о компенсации морального вреда, причиненного ему неправомерными действиями охраны.