В 2018 году для любознательных посетителей двери распахнут 99 музеев региона. Впервые к традиционной акции присоединятся 20 новых культурных площадок. Среди новичков будут музей истории медуниверситета, театр кукол «Сказка», парк «Центральный», музей боевой славы Алтайского политехнического техникума, Барнаульский планетарий и многие другие.
Также в Барнауле в музейную ночь будут действовать пять специальных автобусных маршрутов, которые свяжут разные площадки. Маршруты тематические – «Познавательный», «Исторический», «Образовательный», «Развлекательный» и «Увлекательный». Каждый автобус доставит посетителей в пять мест. Стоимость билетов по маршрутам – от 210 рублей, льготных (для школьников и пенсионеров) – от 110 рублей. Записаться можно будет у волонтёров 19 мая в 19 часов на площади Советов. Эта услуга будет особенно удобна для посетителей с детьми. Кстати, организаторы акции напоминают, что несовершеннолетние могут посещать мероприятия «Ночи музеев» только со взрослыми!
Программы, которые подготовили участники акции, весьма разнообразны. Но в них должны быть хотя бы по одной экспозиции, посвящённой Году добровольца, перекрёстному году Японии в России и году России в Японии, году туризма между Россией и Индией, году отечественного балета, году десятилетия детства и 100-летию армии. Ну, а общая тема – «Шедевры из запасников».
Накануне музейной ночи редакция «АиФ-Алтай» решила рассказать своим читателям о маленьких шедеврах, которые хранятся в коллекциях некоторых музеев. Эти экспонаты уникальны, являются своего рода бриллиантами музейных экспозиций. Читайте, знакомьтесь и – не упускайте возможность увидеть исторические сокровища в «Ночь музеев» воочию!
Музыка эпохи Возрождения
В обширной коллекции музыкальных инструментов Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая есть уникальный экспонат – орган-портатив.
Этот переносной клавишно-духовой музыкальный инструмент изготовлен в 1993 году органным мастером Юрием Крячко в полном соответствии с рисунками западноевропейских мастеров эпохи Возрождения. Интересно, что в европейской органной культуре того времени органы-портативы использовались как инструмент преимущественно для светского музицирования. Играть на нём не так просто: для того, чтобы орган-портатив зазвучал, исполнитель должен левой рукой нагнетать воздух с помощью небольшого меха, а правой рукойнажимать клавиши.
Данный инструмент был заказан основателем органной культуры Алтая Сергеем Будкеевым для своей концертной и просветительской деятельнос- ти. Уникальность его заключается в чрезвычайной редкости и специфичности подобной модели: в нашей стране насчитывается не более трёх экземпляров подобных органов (два из них находятся у частных владельцев Москвы и Санкт-Петербурга). Представленный в экспозиции ГМИЛИКА орган-портатив – первый инструмент подобного уровня, вошедший в состав музейного фонда Российской Федерации. Любители музыки и ценители раритетов могут увидеть его в постоянной экспозиции музея «Музыкальная культура Барнаула. Конец XVIII – начало XXI веков».
Царь в алтайском камне
Удивление и восхищение появляются у гостей «Колыванского музея истории камнерезного дела на Алтае» при виде этой удивительной камеи «Родомысл XIX века».
Камея* выполнена в 1839 году резчиком Фёдором Голубцовым из союзной яшмы по проекту художника Фёдора Толстого. Данный медальон – один из двенадцати медалей в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Император Александр I изображён в древнерусских доспехах. Было в древнеславянской мифологии такое божество – Родомысл, которое как бы соединяло в себе качества известных римских богов Минервы и Марса. Автор медали этими чертами наделял образ Александра I, считавшегося предводителем русских войск в «битве народов». На реверсе надпись в восемь строк, сделанная резцом красивым шрифтом: «Родомысл девятаго надесять века. Колыв. Шлиф. Фабрики. Управляющий фабрикою К. Вецель. Рез. Ф. Голубцов.1839 года».
Фёдор Голубцов трудился над этой камеей в течение двух лет. Он выбрал союзную яшму – очень твёрдый, чрезвычайно сложный в обработке камень (по шкале Мооса твёрдость 8 единиц, что соответствует твёрдости топаза, например). Уникальность изделия и состоит в том, что на таком твёрдом камне выполнена столь тонкая резьба, где виден каждый волосок на султане, каждый ноготок на руке царя. Особенно ювелирно-тонкий рисунок на щите, где изображены пешие и конные воины, а на постаменте восседает Богиня Победы. При увеличении на щите можно прочитать надпись «1813г., Лейпциг».
Знатоки камня, понимая насколько трудны в обработке твёрдые породы, восхищаются работой колыванского мастера. Камея размещена в постоянной экспозиции музея в зале « История камнерезов XIX века».
* Камея – камень с каким-либо выпуклым изображением, который отличается по цветовой гамме от основы. Как правило, это союзная яшма– чередование тёмно и светло-зелёных полос, слоистый оникс, агат.
Хроника одной операции
Один из самых необычных экспонатов музея истории АГМУ и медицины Алтая – серия рисунков профессионального художника.
Не только в Алтайском крае было известно имя замечательного доктора, хирурга, как принято говорить, от Бога Александра Николаевича Чеглецова. Он первым применил в крае метод переливания крови, стал пионером в хирургии лёгких, сделал первую операцию на сердце. За поистине героический труд в военные годы майор медицинской службы Чеглецов был награждён двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны I и II степеней, медалями «За Победу над Германией» и «За оборону Ленинграда».
А после войны знаменитый хирург много внимания уделял пациентам, получившим физические увечья от пуль, осколков снарядов. Бывших фронтовиков без уха, кожи на щеках и т. п. в то время было немало. Но одну историю – историю восстановления носа бывшему солдату Григорию Фролову мы и сегодня можем… увидеть. И сделать это можно благодаря уникальным рисункам художника Маркина.
Суть операции заключалась в том, что вместо оторванного осколком снаряда органа дыхания пациенту пришили хрящ ребра, который затем как бы укрыли лоскутом его же кожи. Это – в двух словах. На самом же деле восстановительная операция длилась не день. Она заняла долгие месяцы, проводилась во много этапов. И результат каждого этапа тщательно фиксировал карандаш художника. Сегодня эти рисунки – «изюминка» экспозиции музея. Увидеть их могут не только студенты, сотрудники медуниверситета, но и любой желающий.
Уголок Японии
Барнаульский музей «Мир времени» обладает, пожалуй, самой большой коллекцией экспонатов из Страны Восходящего Солнца.
Сделаем исключение – расскажем не об одном шедевре, а о целом «японском уголке». Любопытна даже история появления этих потрясающих вещиц в Барнауле. Это всё – подарки, которые преподнесли директору музея Сергею Корепанову абсолютно незнакомые люди, когда он был в Японии. Да-да, простые японцы, узнав, что гость из далёкого сибирского города мечтает увезти на родину, в свой музей их исторические раритеты, принесли целую гору бесценных даров. Когда всё это упакованное в багаж богатство возложили на весы в аэропорту, они показали бешеный перевес. А денег на оплату лишнего багажа уже не было! Видя искреннее отчаяние странного русского, сотрудники японского аэропорта и таможни дали-таки «добро». Безо всякой доплаты! Может, и в этот раз красота спасла?
Рассказывать об этих экспонатах сложно ещё и потому, что о каждом можно говорить бесконечно. Ведь каждый предмет – образец художественного изящества и рационализма одновременно. Вот, например, традиционная обувь японской женщины. Уму непостижимо, как можно передвигаться на такой конструкции? Однако в ней заложен огромный практический смысл: именно такие «сандалии» позволяют дамам ходить, не замочив ног, когда улицы во время сезона дождей напоминают реки. Или другая хитроумная вещица – веер-нож. Предмет столь же опасный, сколь и очаровательный. На нём нанесён удивительно тонкий рисунок из жизни обезьянок. Рассматривать эти ювелирные изображения – сердитую самку, отгоняющую назойливого комара от детёныша, или самовлюблённого «короля» снежных обезьян – одно удовольствие. Кстати, эта одна из особенностей необычных экспонатов: их нужно не смотреть, а рассматривать. Причём рассматривать их можно бесконечно долго, делая всё новые удивительные открытия и находя всё новые поводы для восхищения.