Одержимость «убила» Шукшина? Как «Степан Разин» остался несбывшейся мечтой

Народ полюбил фильмы Шукшина, а комиссии пытались «зарубить» их. © / Виктор Крутов / АиФ

Без малого почти 50 лет назад умер алтайский писатель, актер, режиссер Василий Шукшин. Умер, как всегда считалось, от сердечного приступа, но как считает его старшая дочь Мария, его мог «убить» проект «Степан Разин».

   
   

Отравили кофе?

Степан Разин или по другой версии Стенька Разин был атаманом донского казачества, организовавший крупнейшее народное восстание допетровского периода. Его еще называли Крестьянской войной. Он боролся за отмену крепостного права, за наделение их землей, снижение податей. По сути, для народа Разин был настоящим героем.

Именно о таком человеке, которому в первую очередь важно благополучие окружающих, их жизнь, борьба за правду и хотел снять фильм Шукшин. Из воспоминаний Марии Васильевны, он буквально грезил этой идеей.

«Василий Макарович и «Калину красную»-то стал снимать в Вологодской области, потому что собирался снимать там «Степана Разина». Считаю, о Разине отец провёл исследование уровня доктора исторических наук, настолько важно ему было фильм о нём сделать достоверным и правдивым», - рассказала она aif.ru.

Шукшин часто бывал в букинистических магазинах, где искал хоть какую-нибудь информацию о Разине, читал историческую литературу, буквально по крупицам собрал огромную библиотеку об обрядах, преданиях, обычаях XVII века.

Причем исследования были настолько глубоки, что именно проект «Степан Разин», по мнению Шукшиной, мог лишить ее отца жизни.

Даже "Печки-лавочки" вызывали массу вопросов у людей от культуры. Фото: АиФ/ Виктор Крутов

«Версию про то, что отец не своей смертью умер, я и раньше слышала. Актёры, которых уже нет на свете – Георгий Бурков, Николай Губенко, – такое обсуждали. Они считали, что у отца каким-то образом спровоцировали остановку сердца. А вот кофе – это была новая подробность, - говорит Мария. – Кому была нужна его смерть? Ну как вы думаете, кому в Советском Союзе была нужна тема сильного русского народа? А его «Разин» должен был быть именно об этом. Но! Не берусь судить…».

   
   

Говорят, что после того случая режиссер Сергей Бондарчук, и так убитый горем от потери друга, перестал пить кофе. Почему-то у него была версия, что Шукшина могли отравить именно им.

В те времена действительно многое запрещали. Чиновники от культуры даже культовый фильм «Печки-лавочки» выпустили после громады правок. Сам Василий Макарович признавался, что снимал всего полгода, а потом еще год переделывал, перемонтировал.

Общероссийский сбор

А вот в наши дни взяться за проект «Степан Разин» готов режиссер Владимир Грамматиков. На днях во время открытия в Барнауле Шукшинского кинофестиваля он вдруг заявил, что загорелся идеей претворить в жизнь задумку Василия Макаровича.

«Я подумал, что может быть объявить общероссийский сбор средств на бюджет этой картины? Я уверен, что через три месяца этот бюджет у нас будет! – заявил Грамматиков. – Конечно, нужно согласие семьи, потому что это проект Василия Макаровича, но имея режиссерский сценарий, останется только найти режиссера, который точно воплотит этот замысел и тогда это будет потрясающее событие, которое мы так ждали и ждем. Я думаю, что мы придумаем что-то мощное, сильное и, мне кажется, правильное».

Возможно, конечно, Владимир Александрович намекал на себя, когда говорил о подходящем режиссере, но что совершенно точно, человек, который возьмется исполнить мечту Шукшина, должен быть близок ему не духу, идейный, должен понимать его.